Социометрическая методика.
Социометрическая методика (социальное измерение) предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа – симпатий, привлекательности.
Членам изучаемой группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с кем они хотели бы вместе работать, учиться, отдыхать, а также сделать соответствующие отклонения.
Вопросы о желании человека называются критериями выбора.
Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом его положения в системе личных отношений и измеряет его социометрический статус Сс.
Количество выборов, которое может сделать один человек, называется лимитом выбора. По результатам социометрического исследования определяются категории, к которым относятся члены группы. Те, кто получил наибольшее количество выборов, относятся к категории «звезды». Получившие среднее число выборов относятся к категории «предпочитаемые»; получившие 1-2 выбора – к категории «пренебрегаемые»; 0 выборов – «изолированные». Получившие только отклонения относятся к категории «отвергаемые».
Особое внимание следует обратить на то, что для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением. Это определяет коэффициент удовлетворенности (Куд).
Куд. Может быть =0, а социометрический статус 3. Это говорит о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы.
В результате социометрического измерения руководитель получает сведения о персональном месте каждого человека и общую картину взаимоотношений в группе. Она характеризуется уровнем благополучия взаимоотношений УБВ. УБВ считается высоким, если «звезд» и «предпочитаемы» в сумме больше, чем «пренебрегаемых», «изолированных» и «отвергаемых». УБВ средний, если эти показатели равны. УБВ низкий, если «звезд» и «предпочитаемых» меньше, чем лиц относящихся к трем оставшимся категориям.
По полученным данным составляется социометрическая матрица
Кто выбирает | ФИО | Кого выбирают | |||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | ||
А |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Б |
|
|
|
|
|
|
|
| |
В |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Г |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Д |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Е |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Ж |
|
|
|
|
|
|
|
| |
З |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Взаимные выборы |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Взаимные отклонения |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Куд |
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Сс |
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты социоматрицы необходимо отразить, изобразив дифференциальную социограмму или социомишень.
- Кафедра менеджмента методическое пособие для проведения семинарских и практических занятий
- Симферополь, 2011
- Занятие 1.
- Методические указания:
- Занятие 2 Тема: Уровень безработицы.
- Методические указания:
- Занятие 3
- Цели деловой игры
- Исходная информация
- Методические рекомендации и порядок проведения деловой игры
- Бланк участника игры
- Подведение итогов деловой игры
- Занятие 4.
- Методические указания:
- Решение:
- Занятие 5 Тема: Формы и методы привлечения и профотбора персонала.
- Методические указания:
- Тест «оценка кандидата на рабочее место»
- Составить эталонный (идеальный) профиль личности для заданной профессии.
- Занятие 6. Тема: Подбор на должность.
- Методические указания
- Ход выполнения задания:
- Контрольные вопросы и задания:
- Занятие 7
- Ход работы:
- Тест для критериального собеседования
- Вопросы для критериального собеседования с кандидатом в кассиры - операционисты:
- Занятие 8. Деловая игра «Оценка коммуникативных способностей»
- Текст для проведения групповой работы:
- Процедура оценки:
- Занятие 9. Тема: Изучение личности работника.
- Методические указания.
- Занятие 10. Тема: Методы исследования межличностных отношений в коллективе.
- Методические указания.
- Методика «Определение Цое группы».
- Методика «Изучение психологического климата коллектива».
- Методика изучения уровня развития коллектива
- Социометрическая методика.
- Дифференциальная социограмма
- Методика расчета индивидуальных биоритмов.
- Занятие 11. Тема: Мотивация персонала.
- Тест Мотивация и поведение.
- Тест Мотивация и вознаграждение.
- Задание 3. Тест Диагностика удовлетворенности потребностей
- Деловая игра «Мотивация персонала» Методические указания:
- Вариант 1.
- Вариант 2.
- Вариант 3.
- Вариант 4.
- Занятие 12. Тема: Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом.
- Оперограмма процедуры проведения отбора и приема персонала
- Занятие 13. Тема: Инвестиции в человеческий капитал.
- Методика е.А. Климова «Определение типа будущей профессии»
- Тест юмористических фраз
- Тест «Определение направленности личности».
- Тест «Стили мышления». Инструкция.
- Бланк – дешифратор к тесту «см».
- Тест «Уровень самооценки»
- Рекомендованная литература.
- Экзаменационные вопросы по дисциплине
- Содержание