Методические указания:
Прежде, чем приступить к практической части данного занятия, необходимо показать студентам, что прием на работу является необходимой частью управления персоналом. Процесс приема персонала на работу состоит в составлении требований, предъявляемых работодателем, и квалификации кандидата. Важно отметить, что в процессе привлечения и профотбора в первую очередь приходится учитывать специфику предприятия. Важными характеристиками предприятия, влияющими на отбор, являются его размер, сложность и технологическая изменчивость. Работники отдела кадров анализируют эффективность методов отбора, используя коэффициент отбора. Целесообразно произвести анализ коэффициентов отбора для разных профессий на примере трудовых ресурсов Крымского региона.
При разработке критериев отбора нужно отметить, что для того чтобы программа отбора была действенной, следует очень четко сформулировать качества работника, необходимые для соответствующего вида деятельности. «Эталонные» уровни требований по каждому критерии. Разрабатываются исходя из характеристик уже работающих на предприятии работников. Важно объяснить, что отбор может стать невозможным, если список требований со стороны организации будет слишком велик.
В качестве самостоятельной работы предложить студентам разработать критерии отбора для различных профессий.
При разработке должностной инструкции и профиля личности необходимо обратить внимание студентов на то, что содержание этих документов во многом зависит от специфики предприятия, его размеров.
Содержание таких этапов отбора будущих сотрудников организации, как заполнение анкет, составление резюме, сопроводительного письма, проведение тестирования и собеседования также во многом зависит от традиций, особенностей организации, а также характера должности, на которую подбирается кандидат.
После составления данных документов важно объяснить, как проводить их анализ.
ЗАДАНИЕ 1:
Каким ценностным ориентациям Вы отдадите предпочтение при выборе своей будущей работы? Проранжируйте их.
-
Ценностные ориентации
Ранг
1.Хорошо зарабатывать
2.Получать отпуск в удобное время.
3.Работать в нормальных санитарно-гигиенических условиях.
4.Работать в дружном, сплоченном коллективе.
5.Получить жилье или улучшить жилищные условия.
6.Повышать свое профессиональное мастерство.
7.Наиболее полно использовать свои способности и умения.
8.Получать, ощущать общественное признание за свои трудовые достижения.
9.Активно участвовать в управлении производством.
10.Иметь надежное рабочее место.
11.Иметь власть и влияние, право принимать решения.
12.Возможность продвижения по службе.
13.Соответствие интересов на работе и вне ее.
14.Общение с интересными, эрудированными коллегами.
15.Иметь спокойную работу с четко определенным кругом обязанностей.
16.Иметь хорошее обеспечение в старости.
ЗАДАНИЕ 2
- Кафедра менеджмента методическое пособие для проведения семинарских и практических занятий
- Симферополь, 2011
- Занятие 1.
- Методические указания:
- Занятие 2 Тема: Уровень безработицы.
- Методические указания:
- Занятие 3
- Цели деловой игры
- Исходная информация
- Методические рекомендации и порядок проведения деловой игры
- Бланк участника игры
- Подведение итогов деловой игры
- Занятие 4.
- Методические указания:
- Решение:
- Занятие 5 Тема: Формы и методы привлечения и профотбора персонала.
- Методические указания:
- Тест «оценка кандидата на рабочее место»
- Составить эталонный (идеальный) профиль личности для заданной профессии.
- Занятие 6. Тема: Подбор на должность.
- Методические указания
- Ход выполнения задания:
- Контрольные вопросы и задания:
- Занятие 7
- Ход работы:
- Тест для критериального собеседования
- Вопросы для критериального собеседования с кандидатом в кассиры - операционисты:
- Занятие 8. Деловая игра «Оценка коммуникативных способностей»
- Текст для проведения групповой работы:
- Процедура оценки:
- Занятие 9. Тема: Изучение личности работника.
- Методические указания.
- Занятие 10. Тема: Методы исследования межличностных отношений в коллективе.
- Методические указания.
- Методика «Определение Цое группы».
- Методика «Изучение психологического климата коллектива».
- Методика изучения уровня развития коллектива
- Социометрическая методика.
- Дифференциальная социограмма
- Методика расчета индивидуальных биоритмов.
- Занятие 11. Тема: Мотивация персонала.
- Тест Мотивация и поведение.
- Тест Мотивация и вознаграждение.
- Задание 3. Тест Диагностика удовлетворенности потребностей
- Деловая игра «Мотивация персонала» Методические указания:
- Вариант 1.
- Вариант 2.
- Вариант 3.
- Вариант 4.
- Занятие 12. Тема: Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом.
- Оперограмма процедуры проведения отбора и приема персонала
- Занятие 13. Тема: Инвестиции в человеческий капитал.
- Методика е.А. Климова «Определение типа будущей профессии»
- Тест юмористических фраз
- Тест «Определение направленности личности».
- Тест «Стили мышления». Инструкция.
- Бланк – дешифратор к тесту «см».
- Тест «Уровень самооценки»
- Рекомендованная литература.
- Экзаменационные вопросы по дисциплине
- Содержание