Методика изучения уровня развития коллектива
Проблема изучения уровней развития групп трудовых коллективов является малоразработанной. В социальной психологии установлено, что от уровня развития группы зависит эффективность работы ее членов. Групповое состояние представляет собой относительно статический момент развития динамики группы, характеризующий устойчивость, закрепленность и повторяемость действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействий.
Основные состояния группы:
Подготовленность к деятельности – это состояние, которое характеризует степень готовности членов группы к решению поставленной задачи.
Направленность – означает состояние, характеризующееся четким, согласованным осознанием членами группы целей, интересов, норм, способов и средств деятельности, а также критериев оценки результатов.
Организованность – состояние, которое характеризуется четким распределением ролей и статусов в группе, наличием формальной и неформальной структуры.
Активность – состояние, характеризующее способность группы совершать общественно значимую деятельность и выражающее степень реализации физического и интеллектуального потенциала членов группы.
Сплоченность – это состояние, характеризующееся устойчивостью и единством межличностных взаимоотношений и взаимодействий, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы.
Интегративность – такое состояние группы, которое характеризуется согласованностью внутригрупповых процессов.
Референтность – такое состояние группы, членство в которой представляется для людей наиболее ценным и значимым.
Тест «Пульсар» предназначен для оценки уровня развития группы на основе анализа социально-психологических состояний для прогнозирования успешности ее деятельности. По результатам опроса каждого члена группы можно судить о степени ее зрелости.
Порядок работы: члену группы предлагается оценить ряд состояний своей группы по 12-балльной шкале. Оценка фиксируется в ответном листе.
Ответный лист:
Состояние | Баллы |
Подготовленность к деятельности | 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Направленность | 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Организованность | 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Активность | 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Сплоченность | 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Интегративность | 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Референтность | 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Обработка и интерпретация результатов:
Ответы всех членов группы по каждому групповому состоянию суммируются и подсчитывается средняя оценка уровня развития группы. О зрелой, сплоченной, работоспособной группе можно говорить в том случае, если средняя оценка находится в пределах от 10 до 12 баллов. Группа является достаточно зрелой, развитой, способной выполнять трудовые задания, если средняя оценка 7-9 баллов. Группа недостаточно зрелая и развитая, не всегда способна эффективно справиться с поставленными задачами, если средняя оценка в пределах 4-6 баллов. Группа характеризуется как незрелая, неразвитая, не может справиться с задачами, если средняя оценка составляет 1-3 балла.
Инструкции к выполнению теста:
В опроснике представлены названия состояний и их содержательная характеристика. В бланке для ответов проставьте, пожалуйста, тот балл (от 12 до1), который, по Вашему мнению, соответствует развитию данного состояния в Вашем коллективе.
Баллы | 1.Подготовленность к деятельности |
12 11 10 | Все члены нашего коллектива обладают глубокими профессиональными знаниями, способны с успехом применять их на практике, заинтересованы в повышении своей квалификации. Каждый член коллектива имеет профессиональный авторитет. Коллектив добивается высоких показателей в труде. |
9 8 7 | Большинство членов коллектива имеют хорошую профессиональную подготовку, стремятся повысить квалификацию, стараются применять знания на практике. |
6 5 4 | В нашем коллективе есть и недостаточно квалифицированные работники, которые своим самомнением наносят ущерб профессиональному авторитету коллектива. |
3 2 1 | Члены коллектива имеют низкую профессиональную подготовку. В большинстве вопросов это дилетанты, не умеющие грамотно решать производственные проблемы и квалифицированно выполнять свои обязанности. Коллектив часто срывает выполнение производственных заданий. |
Баллы | 2.Направленность |
12 11 10 | Наш коллектив имеет общую, четкую для всех цель, которая осознается и понимается каждым как собственная. Коллектив опирается на давние традиции, вырабатывая взаимоуважительные нормы поведения, общие ценности. В нашем коллективе высоко ценятся принципиальность, честность, бескорыстие. |
9 8 7 | Перед нашим коллективом стоит общая задача. Каждый член коллектива стремится удовлетворить свои интересы в рамках решения общей групповой задачи. В коллективе выработаны взаимоприемлемые нормы поведения. |
6 5 4 | У каждого члена коллектива существуют индивидуальные цели и ценности, которые совершенно не зависят от официальной цели коллектива. Каждый в своем поведении руководствуется собственными нормами и правилами, не пытаясь согласовать их с другими членами группы. |
3 2 1 | Наш коллектив существует только как официальная организация, цели которой не принимаются, а часто входят в противоречие с целями отдельных членов коллектива. Каждый строит свое поведение, опираясь на эгоистические цели. В отношениях наблюдается конфликтность, агрессия. |
Баллы | 3.Организованность |
12 11 10 | Наш коллектив способен самостоятельно организовать свою работу и досуг. Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. Мы всегда совместно и дружно решаем, как эффективнее организовать свой труд. В коллективе есть авторитетные специалисты, способные взять на себя функции организаторов работы. |
9 8 7 | Наш коллектив часто пытается самостоятельно организовать свою работу, но это не всегда получается эффективно. Наш организатор нечетко представляет себе план работы и возможности каждого. |
6 5 4 | При попытках коллектива организовать общую работу возникает много споров, суеты, потерь времени. В коллективе нет человека, который мог бы взять на себя функцию организатора, в результате приходится вмешиваться вышестоящему начальнику. |
3 2 1 | Члены коллектива не могут договориться о том, как совместно организовать работу. Часто мешают друг другу или делают ненужную работу, дублируя друг друга. В коллективе преобладают соперничество, подавление личности. У нас нет человека, который был бы способен взять на себя организаторские функции. Даже вышестоящее руководство не в состоянии справиться с коллективом. |
Баллы | 4.Активность |
12 11 10 | Все члены нашего коллектива люди энергичные, очень заинтересованы в эффективной работе. Они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело. Все очень активно участвуют в решении общих задач коллектива, сотрудничают и помогают друг другу. |
9 8 7 | Большинство членов коллектива – люди энергичные, заинтересованные в эффективной работе. Когда нужно сделать полезное дело, многие члены коллектива участвуют в общей работе. |
6 5 4 | Большинство членов коллектива пассивны, мало участвуют в общей работе, не помогают друг другу, стараются решить свои проблемы индивидуально. |
3 2 1 | Коллектив невозможно поднять на совместное дело. Все члены группы думают только о своих интересах, проявляют пассивность, инертность. Преобладает конкуренция, соперничество. |
Баллы | 5.Сплоченность |
12 11 10 | Существует справедливое отношение ко всем членам. Все члены коллектива тесно сработались друг с другом, активно обмениваются знаниями и необходимым для работы инструментом. |
9 8 7 | Большинство членов коллектива стараются справедливо относиться друг к другу, помочь неопытным, поддержать их. В трудных случаях коллектив объединяется. |
6 5 4 | Члены группы проявляют друг к другу равнодушие. Трудности, с которыми сталкивается группа, их не волнуют. Каждый предоставлен сам себе и решает свои проблемы самостоятельно. |
3 2 1 | В нашей группе презрительно относятся к слабым, неопытным, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими. В коллективе часты ссоры, конфликты, взаимные обвинения, подозрения, доносы. |
Баллы | 6.Интегративность |
12 11 10 | При необходимости выработать важное решение, определяющее дальнейшую деятельность коллектива, все члены коллектива активно участвуют в этом процессе. Внимательно выслушивается мнение каждого и учитываются его интересы. В результате вырабатывается согласованное решение. |
9 8 7 | При необходимости выработать важное решение все члены группы стараются активно участвовать в этом. Учитываются мнения большинства членов коллектива. Решения принимаются путем общего гласного голосования. |
6 5 4 | При необходимости выработки важного решения только узкий круг активистов участвует в процессе его принятия. Учитываются интересы только нескольких членов. Решение принимается без гласного обсуждения. |
3 2 1 | В коллективе каждый считает свою точку зрения главной и нетерпимо относится к мнению других. В результате совместное решение принять невозможно. |
Баллы | 7.Референтость |
12 11 10 | Все члены группы доброжелательно настроены по отношению друг к другу. Развиты взаимопомощь, доверие. Все мы – друзья, глубоко симпатизирующие друг другу. Критика высказывается с добрыми побуждениями. У нас есть чувство гордости за свой коллектив. |
9 8 7 | В коллективе есть разные люди – хорошие и плохие, очень симпатичные и малопривлекательные. В коллективе у всех хорошее ровное настроение. |
6 5 4 | Большинство членов нашей группы – люди малопривлекательные, несимпатичные, только в силу производственной необходимости работающие вместе. Относятся друг к другу критически, бывают мелочные придирки. Отношения между людьми прохладные. |
3 2 1 | Членами коллектива являются люди неприятные, враждебно настроенные по отношению друг к другу. Преобладает настроение угнетенности и пессимизма. Успехи отдельных членов коллектива вызывают зависть, неудачи – злорадство. Люди чувствуют себя рядом с друг другом очень неуютно. |
ЗАДАНИЕ 4
- Кафедра менеджмента методическое пособие для проведения семинарских и практических занятий
- Симферополь, 2011
- Занятие 1.
- Методические указания:
- Занятие 2 Тема: Уровень безработицы.
- Методические указания:
- Занятие 3
- Цели деловой игры
- Исходная информация
- Методические рекомендации и порядок проведения деловой игры
- Бланк участника игры
- Подведение итогов деловой игры
- Занятие 4.
- Методические указания:
- Решение:
- Занятие 5 Тема: Формы и методы привлечения и профотбора персонала.
- Методические указания:
- Тест «оценка кандидата на рабочее место»
- Составить эталонный (идеальный) профиль личности для заданной профессии.
- Занятие 6. Тема: Подбор на должность.
- Методические указания
- Ход выполнения задания:
- Контрольные вопросы и задания:
- Занятие 7
- Ход работы:
- Тест для критериального собеседования
- Вопросы для критериального собеседования с кандидатом в кассиры - операционисты:
- Занятие 8. Деловая игра «Оценка коммуникативных способностей»
- Текст для проведения групповой работы:
- Процедура оценки:
- Занятие 9. Тема: Изучение личности работника.
- Методические указания.
- Занятие 10. Тема: Методы исследования межличностных отношений в коллективе.
- Методические указания.
- Методика «Определение Цое группы».
- Методика «Изучение психологического климата коллектива».
- Методика изучения уровня развития коллектива
- Социометрическая методика.
- Дифференциальная социограмма
- Методика расчета индивидуальных биоритмов.
- Занятие 11. Тема: Мотивация персонала.
- Тест Мотивация и поведение.
- Тест Мотивация и вознаграждение.
- Задание 3. Тест Диагностика удовлетворенности потребностей
- Деловая игра «Мотивация персонала» Методические указания:
- Вариант 1.
- Вариант 2.
- Вариант 3.
- Вариант 4.
- Занятие 12. Тема: Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом.
- Оперограмма процедуры проведения отбора и приема персонала
- Занятие 13. Тема: Инвестиции в человеческий капитал.
- Методика е.А. Климова «Определение типа будущей профессии»
- Тест юмористических фраз
- Тест «Определение направленности личности».
- Тест «Стили мышления». Инструкция.
- Бланк – дешифратор к тесту «см».
- Тест «Уровень самооценки»
- Рекомендованная литература.
- Экзаменационные вопросы по дисциплине
- Содержание