20. Звукоизвлечение, распределение смычка. Вибрато (4 ч.).
Звукоизвлечение — задача с 3 неизвестными: скорость, нажим, место ведения смычка. Необходимость ведения смычка параллельно подставке и случаи косого ведения смычка.
Скрежет баска при ff, встречающийся даже у мастеров, — чаще всего плод небрежности, хотя может быть использован как художественно-выразительный прием (аналогия — «бартоковское» pizz.).
Техника исполнения аккордов. Случаи разнотембрового, разнохарактерного исполнения разных голосов даже одного аккорда. Удар как средство «пробить» скрип в аккорде (Баршай).
Особые приемы звукоизвлечения: pizzicato (правой и левой рукой), sul ponticello, col legno (ударом и ведением), sur le chevalet (за подставкой), gettando d’arco, ведение смычка между пальцами и порожком [Дж.Крам], удар пальцем (-ами) л. руки по грифу. Способы исполнения pizzicato: legato и staccato; glissando. Особенности положения большого пальца пр. руки при быстрой смене и чередовании pizzicato и arco.
Флажолеты, особенно искусственные и тем более двойные, требуют очень мягкого прикосновения смычка к струне в точке, приближённой к подставке, как будто левая рука находится в очень высокой позиции.
Особенности исполнения синкоп — отпускание смычка после чёткой атаки.
Распределение смычка как средство выравнивания звучания и, наоборот, подчеркивания, акцентирования отдельных звуков. Необходимость уметь сохранять силу звука при разных скоростях движения смычка.
Атака звука — как правило, активная. Распространённая ошибка — постоянное «вплывание» звука (действительно сильное выразительное средство, требующее внимания и точного обоснования).
Историческая обусловленность разных приёмов звукоизвлечения, необходимость учёта национальных особенностей музыки (см. тему 19).
Вибрато — принцип звукоизвлечения, призванный разнообразно украсить звук, придать ему носкость в большом помещении. Основа — колебание подушечки пальца. Типы вибрато: локтевое, кистевое, вращательное.
В мелодии вибрато передается от ноты к ноте. Импульс вибрато вверх способствует яркости звука, просветлению тембра, пробивной силе в зале, при соперничестве с оркестром или роялем. Целесообразно начинать знакомство с техникой вибрато с колебательного скольжения пальца вокруг основной ноты, начиная с движения вверх. Для мелодической определенности нередко целесообразно начинать вибрировать до начала звучания. Сильный, специфический прием — запаздывающее начало вибрирования, требует чувства меры и хорошего вкуса.
Влияние на частоту вибрато пониженного и повышенного положения
DVD: Дебюсси Лунный свет: Ойстрах; .
Audio: Шуберт Nocturne (Trio): Bylsma; ? S.Vaughan.
Литература: [1.] [10.] [31.] [61.] [75.] [81.] [128.] [138.] [149.] [166.]
- Рабочая программа по методике обучения игре на инструменте
- Пояснительная записка
- Вспомогательные средства и приёмы
- Структура курса
- Требования к обучающимся Общие требования к минимуму содержания по дисциплине
- Организационные требования
- Домашние задания
- Экзаменационные требования
- Тематический план
- I семестр (38 ч.)
- II семестр (34 ч.)
- III семестр (38 ч.)
- Краткое содержание тем
- 1. Введение. Что такое методика и для чего она нужна (2 ч.).
- 2. Педагогика и ее основные черты. Педагогика и психология (1 ч.).
- 3. Педагогика музыкальной школы — общие принципы. Прием в дмш и первые уроки. Соотношение музыкального и технического развития (4 ч.).
- 4. Школы, руководства и репертуар для начального обучения (2 ч.)
- 5. Установка. Обмен информацией и механизмы усвоения знаний (1 ч.).
- 6. Мотивация; способы педагогического воздействия на ученика (2 ч.).
- 7. Методы обучения и стимулирования (4 ч.).
- 8. Общие принципы дидактики (2 ч.).
- 9. Механизм организации движений и процесс формирования навыков (3 ч.).
- 10. Личность педагога и общение (3 ч.).
- 11. Отражение действительности и внимание (4 ч.)
- 12. Способности и их развитие. Типы учеников (4 ч.)
- 13. Музыкальный слух (2 ч.)
- 14. Память (4 ч.)
- 15. Личность и характер. Развитие личности, типы учеников (4 ч.)
- 16. Теоретические основы постановки. Школа Ауэра (2 ч.).
- 17. Постановка корпуса и правая рука (2 ч.)
- 18. Основные принципы постановки левой руки (2 ч.)
- 19. Аппликатура. Смена позиций. Переходы (4 ч.)
- Смена позиций
- 4 Основных вида переходов и 3 дополнительных:
- 20. Звукоизвлечение, распределение смычка. Вибрато (4 ч.).
- 21. Интонация (2 ч.)
- 22. Смена смычка, смена струн. Легато (4 ч.)
- 23. Ритм, метр и темп (2 ч.)
- 24. Динамика, фразировка, агогика (2 ч.)
- 25. Артикуляция. Штрихи (2 ч.)
- 26. Построение урока (2 ч.)
- 27. Система занятий (4 ч.)
- 28. Работа над произведением (5 ч.)
- 29. Физическое состояние при исполнении и подготовке к нему. Взаимовлияние физических и психических процессов (1 ч.)
- 32. Орнаментика и способы нотной записи в разные эпохи (4 ч.)
- 33. Чтение с листа. Импровизация (2 ч.)
- 34. Педагогический процесс воспитания будущего музыканта. Взаимоотношения педагога в новом коллективе (4 ч.)
- 35. Система музыкального образования. Требования к ученикам и репертуар (8 ч.)
- Литература
- А) Рекомендуемая литература
- Б) Школы и пособия
- В) Цитируемая литература
- Г) Литература к темам