logo search
Metprg11_A5

24. Динамика, фразировка, агогика (2 ч.)

Динамический план — основное условие организации целостного произведения (высший уровень). Детализируется фразировочными и агогическими элементами.

Закон компенсации (Римана): ускорение компенсируется замедлением, усиление звука — спадом и т. п.

Основные и промежуточные динамические оттенки.

Роль и типы фразировки.

Типы динамики: волнообразная и террасообразная. Способы выполнения нарастания и ослабления звучности — следующая фраза начинается на более высоком уровне, нежели предыдущая. Постепенное нарастание не воспринимается слухом (см. тему 11).

Предмет агогики, использование агогических средств в выразительных целях. Агогическая составляющая весомости звука.

Агогические ошибки: растягивание последней ноты перед тактовой чертой; опоздание после залиговки через тактовую черту или после паузы на доле (при достаточно оживлённом ритме). Способ не опаздывать — играть словно бы «наступая на раз», учитывая время нервно-мышечной реакции.

Audio: Рхм. Кнц№ 2: Рхм. и Рихтер; Рхм. Кнц. № 3: Рхм. и Клиберн. Бах Prelude E-dur (Партита№ 6): Билсма

Audio: Р-К Царская невеста, Грязной: Батурин/1948 и Верестников/1980-е; Рхм. Кнц. № 2: Рхм. и Рихтер.

Литература: [19.] [20.] [21.] [41.] [72.] [149.]