logo search
Metprg11_A5

8. Общие принципы дидактики (2 ч.).

Дидактика — отрасль педагогики, разрабатывающая научные основы обу­чения и образования. Принципы дидактики связаны с объективными закономерностями педагогического процесса. Цепочка понятий закономерностьтеория обученияпринцип формаметодприёмсредство естественно направлена от теории к практике.

Старинные, классические принципы, восходящие к Яну Амосу Коменскому, сохраняют актуальность и развиваются. Это принципы (1) научности, (2) созна­тельности и (3) самостоятельности, (4) связи теории с практикой, (5) нагляд­ности и (6) доступности. Принципы (7) последовательности и (8) преемствен­ности, их близость и различие. Принцип (9) прочности усвоения, целесообраз­ность его реализации через (10) активность учащихся. Принципы активности и самостоятельности в обучении основаны на известной закономерности, что усвоение улучшается в процессе активной умственной деятельности обучаемых.

Новые принципы — например, принципы (11) развивающего обучения, (12) оптимальных условий обучения, (13) опережающего обучения, (14) обучения на высшем уровне трудности. Все принципы необходимо понимать в их системной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Классификация принципов Г. И. Шатковского [155.]: 1) синтеза — учить языку, умению свободно говорить, а потом воспроизведению текста; 2) три­единства — знать, слышать и действовать; 3) соотношения цели и средств; 4) со­трудничества; 5) контакта; 6) повторения — творчески видоизмененного; 7) количества — играть (читать, слушать и т. д.) много и хорошо; 8) диф­ференцированного подхода: успевают все; 9) доступности. Дополнительные: 10) сравнения; 11) от общего к частному (ср. тему 16); 12) необходимой полезности (см. введение) — ничего абстрактного; 13) оснащённости (ср. 2).

Современный взгляд на принцип наглядности, связь его с возрастными особенностями учащихся. Учет зоны актуального развития ребенка и его ближайшего развития (Л. Выготский [38.]). Развитие принципа от эмпирической наглядности к теоретическому уровню мышления. Деятельность изучается в процессе её выполнения лучше, чем когда её только показывают. Путь от абстрактного понятия к его конкретизации продуктивнее, чем от конкретных образов к их абстрактному осмыслению, при этом место реальных объектов занимают их модели. А от преподавателя требуется гораздо более вдумчивое и творческое отношение к подготовке занятия.

Литература: [3.] [38.] [69.] [118.] [155.]