logo search
Metprg11_A5

12. Способности и их развитие. Типы учеников (4 ч.)

Способности — индивидуально-психические особенности, отличающие одного от другого; имеющие отношение к деятельности, не сводимые к выработанным навыкам и знаниям. Врожденными могут быть лишь задатки, способности развиваются в процессе соответствующей деятельности.

Три группы музыкальных способностей: (а) общие: (1) способность переживать музыку как некоторое содержание; (2) дифференцированно воспринимать звуковую ткань [Теплов [143., 210]: ладовое чувство + ритм]; (3) внутренний слух, способность к внутреннему представлению; (б) двигательные: (4) быстрота реакции; (5) координация движений, их управляемость слухом; (6) способность к переключению типов движений; (в) способности, связанные с характером человека: (7) внимание; (8) эмоциональное развитие; (9) интеллект. [грубо обобщая, это обычно называют: Cлух, ритм, память]

Принципиальная бесконечность развития способностей; зависимость достижения «предела» от продолжительности жизни, методов обучения, самообразования, самооценки и т. д.

Неправомерно объяснять неспособностью неумение выполнять некоторую деятельность, например, читать с листа.

Одаренность как сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения успеха в определенной деятельности. Недостаточность любой одаренности для успеха в деятельности, требование владения необходимыми знаниями и навыками. Если не учиться музыке и не заниматься систематически музыкальной деятельностью, невозможно выполнять функции оперного дирижера или концертирующего пианиста при любой гениальной одаренности. Продуктивность комплексных музыкальных занятий с малышами, сочетающих слушание, наблюдение, исполнение и сочинение (импровизацию).

Фундаментальное положение о воспитуемости музыкальных способностей.

Типы учеников (А. И. Ямпольский) [Нумерация изменена: попарно противоположные].

┌1. Инициативность, самостоятельность.

└2. (=8) Отсутствие ясно выраженных вкусов, склонностей, устремлений, слабая творческая инициатива, несамостоятельность.

┌3. (=2) Неспособность ученика к обобщениям музыкально-творческого и методического порядка [наиболее распространен].

└4. (=3) Неумение довести работу до конца при легком и быстром усвоении материала (часто у весьма способных).

┌5. (=4) Повышенная эмоциональность (невладение эмоциями).

└6. (=5) Проявление пассивности, флегматичности (не в жизни).

┌7. (=6) Проявление нервозности (часто из-за пробелов в подготовке).

└8. (=7) Проявление упрямства и строптивости (самоуверенность).

Три основных момента в вопросе о стратегии развития ученика:

1. Всесторонняя характеристика ученика на исходном этапе развития;

2. Определение пути развития;

3. Определение темпов развития.

Примеры: Любовь к трем апельсинам: а) врачи сказали, что излечить принца может только смех (где нашли таких врачей = самая фантастическая фраза!); б) Апельсины открывать можно только у воды (о правилах и их выполнении)

Audio: Бтх Сонаты: Шнейдерхан (год?) (= как не надо: скрупулёзно, однако невыразительно)

Литература: [25.] [104.] [109.] [112.] [143.] [147.] [154.] [155.]