logo search
Metprg11_A5

Пояснительная записка

Данная программа курса Методика, «Инструментальное исполнительство» является составной частью учебного процесса в среднем учебном заведении, дающем квалификацию педагога музыкальной школы.

Программа ориентирована на утвержденный в 2002 году Министерством Образования РФ Государственный стандарт среднего профессионального образования. Она отражает современные тенденции, требования к обучению и направлена на повышение качества образования.

Основная цель курса Методика, «Инструментальное исполнительство» — овладение теоретическими основами и практическими навыками обучения игре на инструменте в объеме, необходимом для дальнейшей самостоятельной работы в качестве преподавателей ДМШ, ДШИ, студий, музыкальных классов и др.

Требования предлагаемого курса определяются важностью начального периода обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда закладываются основы всего дальнейшего профессионального и жизненного пути человека. В США к занятиям с начинающими допускаются окончившие высшую ступень образования после дополнительного специального курса работы с начинающими.

Первая задача методики — ознакомить учащихся с предметом методики, дать почувствовать ее, с одной стороны, простоту и естественность, а с другой (впрочем, не запугивая) — сложность, связь с глубочайшими пластами многовековой культуры, с требуемой от педагога ответственностью за судьбу питомцев, самодисциплиной, полной самоотдачей, подчас самоотверженностью, выдержкой, терпением и в то же время оптимизмом, необходимостью постоянного творческого поиска и самообразования. Помимо того, что будущий педагог должен разбираться в том, чему он учит, т. е. быть профессиональным музыкантом-исполнителем, ему необходимо еще и знать, как учить, т. е. не просто обладать необходимыми знаниями, но также выработать навыки общения с учениками, коллегами, руководством, родителями. В этом большую роль играет физическое состояние будущего педагога, образующее фундамент всех его психических качеств (как и артиста-исполнителя). Необходимо владеть естественными способами укрепления выносливости, нервной устойчивости, сохраняющими (в отличие от медикаментозных средств) нормальную чувствительность, необходимое сценическое волнение и т. д.

Не секрет, что в наше время роль педагогической профессии чрезвычайно принижена, но именно в педагогической деятельности как нельзя более полно реализуется высочайший потенциал отечественных интеллектуальных, моральных и творческих традиций и все наилучшие человеческие качества. Особенно актуальным представляется выявление среди студентов тех, кто обладает педагогическими способностями, любовью к этой профессии и другими качествами, так необходимыми в работе с детьми.

В целом курс методики в соответствии с требованиями стандарта должен включать основы следующих отраслей педагогической науки:

Общая психология

Общая педагогика

История скрипичной педагогики

Собственно методика

Педагогика — в равной степени искусство и наука. Поэтому наряду со способностями к преподаванию, которые при известных условиях могут подняться до уровня таланта, любовью к своей профессии, терпением и другими качествами, которые принято считать необходимыми в сфере искусства, нужны и специальные знания, которые относятся к сфере науки, в нашем случае — научно обоснованной методики. Требуются также навыки, особенно выручающие в экстремальных ситуациях. А записи и конспекты помогут с течением времени заново переосмыслить то, что в силу возраста и недостатка опыта не было в достаточной мере усвоено в процессе обучения.

Профессиональный уровень определяется прежде всего емким понятием школы. Это означает, в частности, что каждый элемент должен быть прочувствован и освоен. При этом широта кругозора, умение увидеть ценное для себя в смежных и даже в кажущихся очень далекими областях значительно повышает ценность специалиста.

Любая профессиональная деятельность, в том числе актерская и музыкально-исполнительская, так же как и любой профессиональный анализ, в том числе искусствоведческий, театроведческий, музыковедческий, педагогический, содержит долю «анатомического расклада». И здесь необходима предельная деликатность: объект надо так разъять, чтобы потом можно было собрать его снова, не утратив его живую душу.

Цель нашего предмета — исполнительство, т. е. — игра на инструменте. Лёгкость этой игры обманчива, на самом деле она — плод упорного труда. И сделать этот труд привлекательным для ученика — одна из задач педагога.

Педагог работает сегодня, а результаты его работы появятся и проявятся, может быть, спустя несколько лет. Не может он сейчас учить так, как учили его в давно прошедшие времена. Это значит, что не надо отбрасывать талант, мастерство, самоотдачу, мудрость наших великих предшественников, а необходимо смотреть далеко вперед, настраиваясь на то время, когда воспитанники выйдут из стен учебного заведения.

Очень важный фактор — мотивация. Рыночные отношения привели к решительному изменению стимулов к учению. Привлекательность деятельности, не сулящей немедленно высоких доходов, — проблема для педагога.

Начинающий педагог, как правило, входит в новый для него, но давно сло­жившийся коллектив со своими традициями, установками, привычными критери­ями. Надо владеть искусством общения, притом на нескольких уровнях — с учениками, с родителями учеников, с коллегами, с обслуживающим персоналом, с непосредственным руководством и с руководителями высших рангов; ошибки здесь могут дать чрезвычайно сильный и болезненный эффект для новичка. Прежде чем внедрять свое, следует приглядеться и разобраться в том, что есть. Всегда эффективнее встроиться в идущий процесс, чем в него вмешаться.

Искусству общения необходимо обучить и будущего музыканта, профессиональная деятельность которого заключается в общении с публикой. Учитывать интересы публики, законы восприятия нужно уже на стадии выбора репертуара и построения программы, этому тоже нужно учить.

Конкуренция, соревнование опаснее всего для неудачников. Уберечь от комп­лекса неполноценности может соревнование с самим собой — позавчерашним, вчерашним и сегодняшним, что наилучшим образом способствует выявлению и реализации собственных возможностей. Вместе с тем ориентация на высшие примеры, на творчество великих музыкантов-исполнителей настоящего и прошлого должна способствовать избавлению от столь распространенных в наше время ложных амбиций, завышенных самооценок.

Этот комплекс неполноценности грозит и педагогу, который должен быть терпеливым оптимистом. Высший класс работы, высшее достижение педагога в том, чтобы ученик не заметил, не почувствовал, что на него воздействовал педагог. Это требует даже известного мужества.

Современная методика, опираясь на предметную, эмпирическую наглядность, должна выводить педагога на более высокий уровень — теоретического обоб­щения. Это позволяет не вырабатывать отдельные приемы и навыки для каждого из обширнейшего многообразия художественных требований, а делать гибким, обобщенно-многогранным сам прием, многократно увеличив спектр его действия.

Другая сторона вопроса — необходимость использовать системный подход, чтобы новые знания и навыки не наваливались на ученика кучей, а находили свое законное место в уже имеющейся у него хотя бы в зачатке системе собственных взглядов и умений. И столь же важно научить ученика учиться, самому выстраивать и обустраивать его собственную систему.

Обучение, проникнутое духом творчества, предполагает вовлечение учащегося в процесс собственного формирования, он становится «субъектом обучения», а не только объектом педагогического и воспитательного воздействия. Для преподавателя-методиста это означает необходимость не просто информировать об особенностях педагогической работы, но и моделировать проблемные ситуации, создавая условия для активной творческой работы учащихся, подчас «вызывать огонь на себя».

Системный подход предполагает также творческое взаимодействие с преподавателями смежных дисциплин. Например, развитие мелодического слуха происходит не только в скрипичном классе, но и на уроках сольфеджио, гармонического слуха — также на занятиях элементарной теорией и гармонией, тембрового слуха — при совместном музицировании в ансамбле.

Еще одна грань системного подхода — непременное привязывание вновь получаемых знаний к собственному опыту учащихся и создание условий, при которых знания не даются учащимся извне, а рождаются из вновь приобретаемого опыта реальной деятельности. Целесообразно поэтому сначала проделать специально организованные действия, выводы из анализа которых учащийся может сделать сам. Такой путь позволит будущему педагогу естественно избежать натаскивания учеников, навязывания им готовых «истин», нередко в силу возраста встречающих сопротивление и даже отторжение, усваиваемых неохотно и потому непрочно.

В нотной записи разных веков, особенно эпохи барокко, одинаково написанные нотные знаки подчас обозначают не одно и то же. В мире все большее значение имеет обращение к авторскому тексту, не случайно издаются уртексты и даже факсимиле автографов крупнейших композиторов. Наше образование, чтобы оставаться на высшем мировом уровне, должно включать в себя знание особенностей нотного языка прошлого. Умение же читать уртекст предполагает достаточно развитой интеллект, чувство стиля, т. е. высокий уровень общей культуры.

Работа педагога лишь на поверхностный взгляд внешне отличается от деятельности исполнителя. Школьный или училищный класс, даже если в нем всего один ученик или студент, требует от педагога столь же тщательной подготовки и полной отдачи, как и публика концертного зала от музыканта-солиста. И точно так же не срабатывают прошлые заслуги.

Методика, помимо прочего, призвана учить учиться самого будущего преподавателя, помочь выработать навыки самостоятельной работы с литературой, развить способность к наблюдению и самонаблюдению, к ви́дению себя как бы со стороны.

* * *

Программа ориентирована на то, что преподаватель курса методики не ограничивается лекционным курсом, а ведет также практические занятия. Весьма вероятно, что занятия в ансамблевом классе предпочтительнее для методиста, нежели в специальном — более всего потому, что, оставшись без руководящей руки педагога, студенты в ансамбле яснее демонстрируют как методические достижения, так и просчеты педагогов, выявляя актуальные методические проблемы.

Особенную трудность для преподавателя-методиста составляет ряд принципиальных противоречий, прежде всего — несоответствие форм занятий: групповые в лекционном курсе методики и индивидуальные при непосредственном обучении инструменталиста. Затем, если педагог по специальности может пользоваться косвенными методами и приемами, обходными маневрами, своего рода секретами, то методист именно эти секреты должен раскрывать.

Далее, диплом среднего звена дает право начинающему педагогу преподавать в ДМШ, но первые шаги — самый ответственный этап, фундамент всей будущей жизни ученика, требующий огромного педагогического опыта. Поэтому комплекс необходимых знаний, который преподаватель-методист должен дать учащимся, они в силу своего возраста еще не могут полноценно воспринять и освоить.

Очень важен также моральный фактор: психологические знания дают педагогу мощное средство воздействия на учеников, и от методиста требуется большой педагогический такт, чтобы при апелляции к собственному опыту учащихся сохранить объективность, не задеть их достоинство.