logo search
Metprg11_A5

16. Теоретические основы постановки. Школа Ауэра (2 ч.).

Общее понятие: Постановка — наиболее рациональное приспособление организма и его двигательных функций к действиям на инструменте [В.И.Руденко]. Система «человек—инструмент» (кентавристика).

А. Предпосылки постановки:

1) Конструкция инструмента

2) Анатомическое строение человека. Очень важно «исходное положение»

3) Передача опыта успешной деятельности (педагогика).

Б. Аспекты рассмотрения общей постановки

анатомический (костяк)

анатомо-физиологический

физиологический

психо-физиологический

психологический (отношение)

1. Анатомический (статический, отмечает исходное положение): строение шеи, плеч, ширина ладони; пальцы и руки: а) прогиб суставов пальцев, б) мясистые окончания; тип подвески рук: а) норма (ладони вдоль корпуса), б) пластический (руки повторяют строение корпуса, ладони смотрят вперед), в) атавистический («отторгнутый», локти «оттопырены»).

2. Физиологический (движения в процессе игры, выносливость, тренированность рук). Примеры: скованность; ошибочные, лишние движения (за ухо, в карман); дозировка проведения смычка и т. д.

3. Психологический (отношение к делу, приятие/неприятие). Не «воспитывать» отрицательное отношение к занятиям и инструменту!

4. Анатомо-физиологический: если анатомия неблагополучна, то это может сказаться на физиологии.

5. Психо-физиологический: а) психология руководит движениями; б) психология участвует в работе над интонацией (корректирует процесс).

В. Принципы постановки

1. Естественности (привыкание к условиям, заданным инструментом и поиск в бытовых движениях приближения к игровым).

2. Целесообразности: минимум усилий — максимум результата.

3. Перспективности: учить сегодня с расчётом на завтра, «на вырост».

3 основных этапа в европейской скрипичной педагогике (по Флешу).

Развитие постановки левой руки как следствие обогащения художественных возможностей и, в свою очередь, вызванных ими технических задач — расширения диапазона, возникновения позиций и т. д.

В правой руке — тоже обогащение требований выразительности, усовершенствование смычка и все более глубокая его хватка. Иоахим и Крейслер.

Оригинальный подход Ауэра (ср. тему 8, принцип 11): дать сложное задание, и если ученик справился в основе, шлифовать, отсекая лишнее. Если не справился — объяснить, что надо сделать (цель работы). Если и тут ученик себя не проявил, разъяснить, как надо играть (средства решения), и лишь когда и этот этап не под силу, — показ. Следующая ступень – менять профессию.

Audio: Шпор Кнц№ 8: Куленкампф и Хейфец

Литература: [4.] [10.] [16.] [42.] [43.] [45.] [54.] [53.] [80.] [95.] [99.] [123.] [129.] [144.] [148.] [149.] [157.] [167a.] [181.] [182.]