logo search
Metprg11_A5

13. Музыкальный слух (2 ч.)

Слух — первая необходимость для музыканта.

По Р.-Корсакову, это А) Гармонический слух, подразделяемый на 1) слух строя и 2) слух лада как способность различать интервалы и воспроизводить их голосом или на инструменте; Б) Ритмический слух: 1) чувство темпа, или ровности движения и 2) чувство размера — способность находить и определять отношения между различными ритмическими единицами.

Впечатление тембра возникает при восприятии не анализируемого слухом комплекса одновременных звуков, а также периодических изменений высоты и интенсивности. Форманты (сходство спектров лучших ит. скрипок и теноров).

Как и другие человеческие качества, слух имеет зонную природу. Ширина зоны в разных регистрах [ср. темы 11, 23, 24]. Запредельная острота — у К.Сараджева [188.]

Абсолютный слух — а) активный: точное улавливание и воспроизведение абсолютной высоты звуков; б) пассивный — не воспроизводящий. Псевдоабсолютный слух улавливает тембр звука. Не дает возможности воспроизводить, т. к. тембр голоса неповторим, звук той же высоты, но в другом тембре, обязательно будет для него другим.

Развитие слуха при активных занятиях, сочетающих слушание, исполнение (прежде всего собственным голосом) и сочинение музыки. 6 уровней слуховой системы; 7-й (только у человека) = музыкальный.

Литература: [3.] [41.] [85.] [105.] [143.] [148.] [149.] [150.] [155.] [165.]