13. Музыкальный слух (2 ч.)
Слух — первая необходимость для музыканта.
По Р.-Корсакову, это А) Гармонический слух, подразделяемый на 1) слух строя и 2) слух лада как способность различать интервалы и воспроизводить их голосом или на инструменте; Б) Ритмический слух: 1) чувство темпа, или ровности движения и 2) чувство размера — способность находить и определять отношения между различными ритмическими единицами.
Впечатление тембра возникает при восприятии не анализируемого слухом комплекса одновременных звуков, а также периодических изменений высоты и интенсивности. Форманты (сходство спектров лучших ит. скрипок и теноров).
Как и другие человеческие качества, слух имеет зонную природу. Ширина зоны в разных регистрах [ср. темы 11, 23, 24]. Запредельная острота — у К.Сараджева [188.]
Абсолютный слух — а) активный: точное улавливание и воспроизведение абсолютной высоты звуков; б) пассивный — не воспроизводящий. Псевдоабсолютный слух улавливает тембр звука. Не дает возможности воспроизводить, т. к. тембр голоса неповторим, звук той же высоты, но в другом тембре, обязательно будет для него другим.
Развитие слуха при активных занятиях, сочетающих слушание, исполнение (прежде всего собственным голосом) и сочинение музыки. 6 уровней слуховой системы; 7-й (только у человека) = музыкальный.
Литература: [3.] [41.] [85.] [105.] [143.] [148.] [149.] [150.] [155.] [165.]
- Рабочая программа по методике обучения игре на инструменте
- Пояснительная записка
- Вспомогательные средства и приёмы
- Структура курса
- Требования к обучающимся Общие требования к минимуму содержания по дисциплине
- Организационные требования
- Домашние задания
- Экзаменационные требования
- Тематический план
- I семестр (38 ч.)
- II семестр (34 ч.)
- III семестр (38 ч.)
- Краткое содержание тем
- 1. Введение. Что такое методика и для чего она нужна (2 ч.).
- 2. Педагогика и ее основные черты. Педагогика и психология (1 ч.).
- 3. Педагогика музыкальной школы — общие принципы. Прием в дмш и первые уроки. Соотношение музыкального и технического развития (4 ч.).
- 4. Школы, руководства и репертуар для начального обучения (2 ч.)
- 5. Установка. Обмен информацией и механизмы усвоения знаний (1 ч.).
- 6. Мотивация; способы педагогического воздействия на ученика (2 ч.).
- 7. Методы обучения и стимулирования (4 ч.).
- 8. Общие принципы дидактики (2 ч.).
- 9. Механизм организации движений и процесс формирования навыков (3 ч.).
- 10. Личность педагога и общение (3 ч.).
- 11. Отражение действительности и внимание (4 ч.)
- 12. Способности и их развитие. Типы учеников (4 ч.)
- 13. Музыкальный слух (2 ч.)
- 14. Память (4 ч.)
- 15. Личность и характер. Развитие личности, типы учеников (4 ч.)
- 16. Теоретические основы постановки. Школа Ауэра (2 ч.).
- 17. Постановка корпуса и правая рука (2 ч.)
- 18. Основные принципы постановки левой руки (2 ч.)
- 19. Аппликатура. Смена позиций. Переходы (4 ч.)
- Смена позиций
- 4 Основных вида переходов и 3 дополнительных:
- 20. Звукоизвлечение, распределение смычка. Вибрато (4 ч.).
- 21. Интонация (2 ч.)
- 22. Смена смычка, смена струн. Легато (4 ч.)
- 23. Ритм, метр и темп (2 ч.)
- 24. Динамика, фразировка, агогика (2 ч.)
- 25. Артикуляция. Штрихи (2 ч.)
- 26. Построение урока (2 ч.)
- 27. Система занятий (4 ч.)
- 28. Работа над произведением (5 ч.)
- 29. Физическое состояние при исполнении и подготовке к нему. Взаимовлияние физических и психических процессов (1 ч.)
- 32. Орнаментика и способы нотной записи в разные эпохи (4 ч.)
- 33. Чтение с листа. Импровизация (2 ч.)
- 34. Педагогический процесс воспитания будущего музыканта. Взаимоотношения педагога в новом коллективе (4 ч.)
- 35. Система музыкального образования. Требования к ученикам и репертуар (8 ч.)
- Литература
- А) Рекомендуемая литература
- Б) Школы и пособия
- В) Цитируемая литература
- Г) Литература к темам