11. Отражение действительности и внимание (4 ч.)
Уровни отражения: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение = (1) начальный момент сенсомоторной реакции и (2) результат сознательной деятельности. Это и содержание, и процесс. Восприятие [127., 177—8]
Дистантные и контактные ощущения. 3 класса ощущений с точки зрения расположения рецепторов. Пороги ощущений: абсолютные и дифференциальные (разностные) = пороги ощущения и пороги различения. При давлении Δ=3,4%, для звука Δ=10%, для света Δ=1%, для темпа Δ=?.
Рецепторы. Влияние психического состояния, субъективного отношения (степени значимости, интереса к воспринимаемому) на чувствительность.
Наибольшая чувствительность уха на частотах 2000—3000 Гц. [127., 205].
Двуединое восприятие гармонии и тембра: без различения акустически входящих в него обертонов = тембр, при их выделении = гармония. Реально происходит борьба и единство взаимопротиворечивых тенденций — анализировать звук как созвучие и воспринимать созвучие как единый звук.
Адаптация и притупление ощущений. Сенсибилизация и синестезия.
Восприятие = перцептивный процесс. Свойства восприятия: (а) апперцепция (от лат. ad=к и perceptio=воспринимаю — влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида. Термин был введен Г.Лейбницем, который развел перцепцию, как смутную презентацию какого-либо содержания и апперцепцию как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания), (б) константность, (в) предметность, (г) целостность, (д) категориальность.
Пространство и время; ось времени. Осмысленное — короче.
(Врата сортировки — 6 видов: как, с кем, где, когда, как ценно, что) [ср. т.10].
Воображение = преображение реальности в мышлении. Связано с образной памятью. Воображение (=В.) отталкивается от прошлого опыта, преобразует его, новые образы = продукты тв. деятельности и прообразы для нее. Необходимо сознание свободы, независимости от прошлого (=отличие от памяти) [127., 295—6]. В. тем сильнее и ценнее, чем более оно, преобразуя действительность, учитывает существеннейшие ее черты (=законопослушность!).
1. Низшая форма — непроизвольная трансформация образов без собственно оперирования образами (=пассивное).
Высшие формы, творчество = сознательное формирование и трансформация образов с сознательно поставленными целями.
2. Различают В. воспроизводящее и преобразующее (творческое).
3. Различают конкретное и абстрактное воображение.
4. Можно разделить также бездеятельное мечтание и действенное В.
Но В возникает, формируется только в деятельности [127., 301—2].
В — существенная характеристика личности. [127., 307—8].
Ощущения и восприятие = начало познания действительности, дальше вступает в действие мышление, вскрывающее связи и отношения, не видимые непосредственно. Мышление отражает действительность опосредованно, в ее связях и отношениях. Обобщая, оно выявляет существенные, необходимые связи, закономерности в море случайных, несвязных событий и явлений.
Все мыслительные операции возникли в процессе труда как практические, впоследствии выделились области обобщенных, теоретических решений (в онтогенезе: возраст > 8—9 лет).
Логика вещей входит в психику человека вместе с их предметным содержанием, поэтому психология рассматривает закономерности протекания мыслительных процессов [127., 309—12].
Мыслительный процесс направлен на разрешение некоторой задачи. Он начинается с проблемной ситуации, и мыслить человек начинает, когда возникает потребность что-то понять. Разрешение задачи даёт естественное завершение процесса, иное его окончание воспринимается субъектом как срыв или неудача. В него включена вся эмоциональная сфера жизни человека. Мысль, заострённая чувством, глубже проникает в предмет, чем безразличная.
Здесь и природа многих ошибок — недостаточный учёт условий, подмена опосредованных связей прямыми, автоматизм не на месте, эмоциональные срывы и т. д. [127., 317—8].
Фазы мыслительного процесса: начало = осознание проблемной ситуации, связанное с удивлением перед необычностью, неожиданностью её. Первый признак мыслящего человека — умение видеть проблемы. И проблем видно тем больше, чем шире круг его знаний.
Переход к решению зависит от характера задачи. Простые механические задачи содержат решение в себе. Но чаще требуется соотнесение задачи с некоторой областью знания. При этом процесс, предполагая наличие знаний, сам часто приводит к получению новых знаний. Эти знания выступают в виде правил, применяемых в качестве средств и методов.
Тут 2 операции: (1) (часто самое трудное) — определить правило; (2) применить общее правило к частному случаю. Правила чаще всего не осознаются, а применяются в виде автоматических приемов. Сложные проблемы приводят к возникновению гипотез как промежуточных результатов. Признак зрелого ума — критичность, не позволяющая довольствоваться поверхностными результатами без достаточной проверки. Завершающая фаза — суждение, фиксирующее результат.
Операции как стороны мыслительного процесса — сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение [127., 321—4].
Следующие ступени познания — понятие, суждение и умозаключение.
5 уровней логики:
Формальная логика. Яблоко есть яблоко
Диалектическая. Яблоко не есть яблоко
Детская. Логика ребенка. Яблоко может быть и яблоком
Парадоксальная. Яблоко не есть яблоко и поэтому является яблоком
Логика Творца. Яблоко не есть яблоко, и когда оно это осознает, оно становится яблоком.
Понятие и представление теснейшим образом взаимосвязаны (разные точки зрения иногда их разрывают). Представление — наглядный образ, понятие выражает общие черты. Суждение — основной акт, форма мыслительного процесса. Соотношение суждения и предмета — проблема логики. Работа мысли над суждением — рассуждение, проверка его истинности. Если рассуждение вскрывает посылки, подтверждающие истинность суждения, оно становится обоснованием. Сложный акт, включающий ряд операций по выявлению объективных связей между суждениями, = умозаключение [127., 328—32].
Виды мышления: по уровню обобщения различают наглядное (эмпирическое) и теоретическое, отвлеченное. Вместе с тем это и разные формы мышления — образная и абстрактная, равно адекватные способы познания [127., 334].
Внимание как процесс, выражающий активность личности по отношению к воспринимаемому миру. Оно проявляется внутри восприятия, мышления. Это факт избирательной направленности на объект и сосредоточенность на нем [127., 417].
Некоторые психологические системы вообще исключают понятие внимания (бихевиористы и гештальтпсихологи).
Внимание непроизвольное (первичное) и сознательно направленное (т. наз. произвольное), волевое; третья фаза — послепроизвольное [127., 423—5].
Концентрированное — при наличии связи с опр. объектом и интенсивность этой связи, = сосредоточенность. Обратно пропорциональна объему внимания, если в поле внимания не связанные друг с другом объекты (рассредоточенное). Устойчивость = длительность сохранения концентрации. Существенна для устойчивости возможность раскрывать в предмете внимания новые стороны и связи [127., 425—7]. Опыт Гельмгольца с двумя полями зрения, заштрихованными навстречу. Переключаемость внимания = способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, в соответствии с изменившейся обстановкой, означает гибкость внимания [127., 428—30]. Рассеянное = сильная отвлекаемость и слабая переключаемость. Произвольное внимание непосредственно вызвано трудом, до цивилизации его не было. Это приспособление к условиям высшей социальной жизни (Рибо) [127., 428—31] Решающую роль играет значимость объекта для личности. Интерес вызывается чаще всего незнакомым, неизвестным (равно — эмоционально и интеллектуально).
Этапы развития внимания. Ребенок дошкольного возраста практически не владеет вниманием. Часто его увлекает манипулирование заинтересовавшим предметом (открывать-закрывать двери 40 и более раз). Развитие внимания связано с умственным уровнем. Отвлекаемость 2—4-летнего ребенка в 2—3 раза больше, чем 4—6. Главная задача педагога, используя непроизвольное внимание, содействовать развитию произвольного и послепроизвольного. Существенное условие устойчивости внимания — разнообразие сообщаемого материала и последовательная его подача [127., 428—31].
Сценическое внимание. [133., 96—131] Для того, чтобы отвлечься от зрительного зала, надо увлекаться тем, что на сцене [133., 100]. Чем объект увлекательнее, тем сильнее его власть над вниманием артиста [133., 101].
Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте [133., 102]. Быть и представляться внимательным — не одно и то же [133., 104].
Малый, средний, большой и самый большой круги Вн. [133., 108—110].
Передвижной круг внимания и публичное одиночество. Индусская сказка о выборах министра для магараджи [133., 113—115].
Литература: [7.] [106.] [118.] [127.] [133.]
- Рабочая программа по методике обучения игре на инструменте
- Пояснительная записка
- Вспомогательные средства и приёмы
- Структура курса
- Требования к обучающимся Общие требования к минимуму содержания по дисциплине
- Организационные требования
- Домашние задания
- Экзаменационные требования
- Тематический план
- I семестр (38 ч.)
- II семестр (34 ч.)
- III семестр (38 ч.)
- Краткое содержание тем
- 1. Введение. Что такое методика и для чего она нужна (2 ч.).
- 2. Педагогика и ее основные черты. Педагогика и психология (1 ч.).
- 3. Педагогика музыкальной школы — общие принципы. Прием в дмш и первые уроки. Соотношение музыкального и технического развития (4 ч.).
- 4. Школы, руководства и репертуар для начального обучения (2 ч.)
- 5. Установка. Обмен информацией и механизмы усвоения знаний (1 ч.).
- 6. Мотивация; способы педагогического воздействия на ученика (2 ч.).
- 7. Методы обучения и стимулирования (4 ч.).
- 8. Общие принципы дидактики (2 ч.).
- 9. Механизм организации движений и процесс формирования навыков (3 ч.).
- 10. Личность педагога и общение (3 ч.).
- 11. Отражение действительности и внимание (4 ч.)
- 12. Способности и их развитие. Типы учеников (4 ч.)
- 13. Музыкальный слух (2 ч.)
- 14. Память (4 ч.)
- 15. Личность и характер. Развитие личности, типы учеников (4 ч.)
- 16. Теоретические основы постановки. Школа Ауэра (2 ч.).
- 17. Постановка корпуса и правая рука (2 ч.)
- 18. Основные принципы постановки левой руки (2 ч.)
- 19. Аппликатура. Смена позиций. Переходы (4 ч.)
- Смена позиций
- 4 Основных вида переходов и 3 дополнительных:
- 20. Звукоизвлечение, распределение смычка. Вибрато (4 ч.).
- 21. Интонация (2 ч.)
- 22. Смена смычка, смена струн. Легато (4 ч.)
- 23. Ритм, метр и темп (2 ч.)
- 24. Динамика, фразировка, агогика (2 ч.)
- 25. Артикуляция. Штрихи (2 ч.)
- 26. Построение урока (2 ч.)
- 27. Система занятий (4 ч.)
- 28. Работа над произведением (5 ч.)
- 29. Физическое состояние при исполнении и подготовке к нему. Взаимовлияние физических и психических процессов (1 ч.)
- 32. Орнаментика и способы нотной записи в разные эпохи (4 ч.)
- 33. Чтение с листа. Импровизация (2 ч.)
- 34. Педагогический процесс воспитания будущего музыканта. Взаимоотношения педагога в новом коллективе (4 ч.)
- 35. Система музыкального образования. Требования к ученикам и репертуар (8 ч.)
- Литература
- А) Рекомендуемая литература
- Б) Школы и пособия
- В) Цитируемая литература
- Г) Литература к темам