7. Методы обучения и стимулирования (4 ч.).
Методы обучения подразделяют (а) по доминирующим средствам на: 1) словесные, 2) наглядные, 3) практические (детализация: определение, объяснение, примеры, вопросы, аналогии). (б) по характеру учебно-познавательной деятельности — на (1) репродуктивные («делай как я») и (2) продуктивные, творческие. Репродуктивные методы формируют навыки основных мыслительных операций, но не развивают и не формируют творческие способности.
Продуктивные методы предполагают возникновение проблемы. Учебная проблема — разрешенная наукой, но еще не известная обучаемому. Проблемная ситуация возникает при: а) наличии проблемы; б) оптимальной трудности проблемы; в) значимости для учащегося успеха в её разрешении; г) познавательной потребности и поисковой активности учащегося.
Стимулирующее воздействие оказывает каждый метод. Можно выделить специфические черты дополнительных методов: соревнование, поощрение, наказание. Необходимость тщательнейшего баланса этих методов.
Опасности соревнования, перерастающего в конкуренцию и приводящего у неудачника к комплексу неполноценности. Продуктивное противоядие — соревнование с самим собой.
Педагогический такт, необходимый при точной дозировке поощрения и наказания.
Литература: [7.] [32.] [105.] [108.] [118.] [122.]
- Рабочая программа по методике обучения игре на инструменте
- Пояснительная записка
- Вспомогательные средства и приёмы
- Структура курса
- Требования к обучающимся Общие требования к минимуму содержания по дисциплине
- Организационные требования
- Домашние задания
- Экзаменационные требования
- Тематический план
- I семестр (38 ч.)
- II семестр (34 ч.)
- III семестр (38 ч.)
- Краткое содержание тем
- 1. Введение. Что такое методика и для чего она нужна (2 ч.).
- 2. Педагогика и ее основные черты. Педагогика и психология (1 ч.).
- 3. Педагогика музыкальной школы — общие принципы. Прием в дмш и первые уроки. Соотношение музыкального и технического развития (4 ч.).
- 4. Школы, руководства и репертуар для начального обучения (2 ч.)
- 5. Установка. Обмен информацией и механизмы усвоения знаний (1 ч.).
- 6. Мотивация; способы педагогического воздействия на ученика (2 ч.).
- 7. Методы обучения и стимулирования (4 ч.).
- 8. Общие принципы дидактики (2 ч.).
- 9. Механизм организации движений и процесс формирования навыков (3 ч.).
- 10. Личность педагога и общение (3 ч.).
- 11. Отражение действительности и внимание (4 ч.)
- 12. Способности и их развитие. Типы учеников (4 ч.)
- 13. Музыкальный слух (2 ч.)
- 14. Память (4 ч.)
- 15. Личность и характер. Развитие личности, типы учеников (4 ч.)
- 16. Теоретические основы постановки. Школа Ауэра (2 ч.).
- 17. Постановка корпуса и правая рука (2 ч.)
- 18. Основные принципы постановки левой руки (2 ч.)
- 19. Аппликатура. Смена позиций. Переходы (4 ч.)
- Смена позиций
- 4 Основных вида переходов и 3 дополнительных:
- 20. Звукоизвлечение, распределение смычка. Вибрато (4 ч.).
- 21. Интонация (2 ч.)
- 22. Смена смычка, смена струн. Легато (4 ч.)
- 23. Ритм, метр и темп (2 ч.)
- 24. Динамика, фразировка, агогика (2 ч.)
- 25. Артикуляция. Штрихи (2 ч.)
- 26. Построение урока (2 ч.)
- 27. Система занятий (4 ч.)
- 28. Работа над произведением (5 ч.)
- 29. Физическое состояние при исполнении и подготовке к нему. Взаимовлияние физических и психических процессов (1 ч.)
- 32. Орнаментика и способы нотной записи в разные эпохи (4 ч.)
- 33. Чтение с листа. Импровизация (2 ч.)
- 34. Педагогический процесс воспитания будущего музыканта. Взаимоотношения педагога в новом коллективе (4 ч.)
- 35. Система музыкального образования. Требования к ученикам и репертуар (8 ч.)
- Литература
- А) Рекомендуемая литература
- Б) Школы и пособия
- В) Цитируемая литература
- Г) Литература к темам