Методические указания:
Ситуация на рынке труда оценивается не только через абсолютную численность занятых, но и через уровень безработицы и уровень занятости, которые определяются как удельный вес соответствующей категории рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода. Различают фактическую безработицу и официально зарегистрированную.
Фактический уровень безработицы выражается следующим образом:
Убф = Бф/Эа х 100 %, где
Бф – численность безработных, определенная по методологии Международной Организации Труда (МОТ);
Эа – численность экономически активного населения.
Уровень официально зарегистрированной безработицы определяется:
Убр = Бр/Эа х 100%, где
Бр – численность незанятых, официально зарегистрированных в органах службы занятости в качестве ищущих работу и признанных безработными.
При отсутствии величины численности экономически активного населения она может рассчитываться следующим образом:
Эа = З + Б, где
З – списочная численность занятых в народном хозяйстве
Б – численность безработных
Уровень занятости экономически активного населения составит:
УЗ = З/Эа х 100%
Уровень занятости трудовых ресурсов:
Узт = З/Т х 100%.
ЗАДАЧА 1.
Численность занятых в составе экономически активного населения – 85млн.чел; численность безработных – 15млн.чел. Месяц спустя из 85млн.чел., имевших работу, были уволены и ищут работу 0,5 млн.чел; 1млн.чел из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиск работы. Определите начальный уровень безработицы. Определите численность занятых, количество безработных и уровень безработицы месяц спустя.
Решение:
1)начальный уровень безработицы определяется по формуле:
УБ = Б/Эа х 100%
Численность экономически активного населения Эа составляет:
Эа = Б + З = 15 + 85 = 100млн.чел.
тогда
УБ = (15млн./100млн.)х100 = 15%
2)месяц спустя численность занятых составляет:
З = 85 – 0,5 = 84,5млн.чел.
количество безработных:
Б = 15 – 1 + 0,5 = 14,5млн.чел.
уровень безработицы:
УБ = (14,5/(84,5 + 14,5)) х 100 = 14,6%.
Ответ: численность занятых месяц спустя составила 84,5млн.чел; уровень безработицы составил 15%; численность безработных 14,5млн.чел.; уровень безработицы 14,6%.
ЗАДАЧА 2.
В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс.чел.)
-
Первый год
Пятый год
Занятые в составе экономически активного населения
80500
95000
Безработные
4800
7000
Рассчитайте уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода и объясните одновременный рост занятости и безработицы.
ЗАДАЧА 3.
Рассчитайте официальный уровень безработицы на конец года, если из 10млн.человек, имевших работу на начало года, за год были уволены и встали на учет на бирже труда 0,1млн.человек, из числа официально зарегистрированных на начало года безработных (0,8млн.чел.) 0,05млн.человек прекратили поиск работы, а 0,1млн.человек были трудоустроены.
ЗАДАЧА 4.
Определите численность безработных, зарегистрированных в текущем году в службе занятости, если численность экономически активного населения составляет 1млн. человек, официальный уровень безработицы – 3,5%.
ЗАДАЧА 5.
Численность занятых в составе экономически активного населения – А млн.чел.; численность безработных – В млн.чел.;
Месяц спустя из А млн.человек, имевших работу, были уволены и ищут работу С млн.чел; Д млн.человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиск работы. (табл.2).
Определите начальный уровень безработицы, численность занятых, количество безработных и уровень безработицы месяц спустя.
Таблица 2
№ варианта | А | В | С | Д |
1 | 85 | 15 | 0,5 | 1 |
2 | 86 | 14 | 0,6 | 0,9 |
3 | 83 | 13 | 0,7 | 0,8 |
4 | 84 | 12 | 0,8 | 0,7 |
5 | 82 | 11 | 0,9 | 0,6 |
6 | 81 | 10 | 0,4 | 0,5 |
7 | 80 | 9 | 0,2 | 0,4 |
8 | 79 | 8 | 0,1 | 0,3 |
9 | 78 | 7 | 0,3 | 0,2 |
10 | 77 | 15 | 0,5 | 0,1 |
11 | 76 | 14 | 0,4 | 0,2 |
12 | 75 | 13 | 0,6 | 0,3 |
13 | 74 | 12 | 0,7 | 0,4 |
14 | 73 | 11 | 0,9 | 0,5 |
15 | 72 | 10 | 1,1 | 0,6 |
16 | 70 | 9 | 1,2 | 0,7 |
17 | 69 | 8 | 1,3 | 0,8 |
18 | 68 | 7 | 1,4 | 0,9 |
19 | 67 | 6 | 1,5 | 1 |
20 | 66 | 5 | 1,6 | 1,1 |
21 | 65 | 4 | 1,7 | 1,2 |
22 | 64 | 3 | 1,0 | 1,3 |
23 | 63 | 8 | 1,1 | 1,4 |
24 | 62 | 9 | 1,2 | 1,5 |
25 | 65 | 10 | 0,7 | 0,9 |
26 | 67 | 11 | 0,4 | 0,7 |
27 | 61 | 12 | 0,2 | 0,4 |
- Кафедра менеджмента методическое пособие для проведения семинарских и практических занятий
- Симферополь, 2011
- Занятие 1.
- Методические указания:
- Занятие 2 Тема: Уровень безработицы.
- Методические указания:
- Занятие 3
- Цели деловой игры
- Исходная информация
- Методические рекомендации и порядок проведения деловой игры
- Бланк участника игры
- Подведение итогов деловой игры
- Занятие 4.
- Методические указания:
- Решение:
- Занятие 5 Тема: Формы и методы привлечения и профотбора персонала.
- Методические указания:
- Тест «оценка кандидата на рабочее место»
- Составить эталонный (идеальный) профиль личности для заданной профессии.
- Занятие 6. Тема: Подбор на должность.
- Методические указания
- Ход выполнения задания:
- Контрольные вопросы и задания:
- Занятие 7
- Ход работы:
- Тест для критериального собеседования
- Вопросы для критериального собеседования с кандидатом в кассиры - операционисты:
- Занятие 8. Деловая игра «Оценка коммуникативных способностей»
- Текст для проведения групповой работы:
- Процедура оценки:
- Занятие 9. Тема: Изучение личности работника.
- Методические указания.
- Занятие 10. Тема: Методы исследования межличностных отношений в коллективе.
- Методические указания.
- Методика «Определение Цое группы».
- Методика «Изучение психологического климата коллектива».
- Методика изучения уровня развития коллектива
- Социометрическая методика.
- Дифференциальная социограмма
- Методика расчета индивидуальных биоритмов.
- Занятие 11. Тема: Мотивация персонала.
- Тест Мотивация и поведение.
- Тест Мотивация и вознаграждение.
- Задание 3. Тест Диагностика удовлетворенности потребностей
- Деловая игра «Мотивация персонала» Методические указания:
- Вариант 1.
- Вариант 2.
- Вариант 3.
- Вариант 4.
- Занятие 12. Тема: Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом.
- Оперограмма процедуры проведения отбора и приема персонала
- Занятие 13. Тема: Инвестиции в человеческий капитал.
- Методика е.А. Климова «Определение типа будущей профессии»
- Тест юмористических фраз
- Тест «Определение направленности личности».
- Тест «Стили мышления». Инструкция.
- Бланк – дешифратор к тесту «см».
- Тест «Уровень самооценки»
- Рекомендованная литература.
- Экзаменационные вопросы по дисциплине
- Содержание