logo search
Metprg11_A5

32. Орнаментика и способы нотной записи в разные эпохи (4 ч.)

Орнаментика [75.] = раскачивание звука, выявление мелодической энергии при быстром затухании звука на клавишных и почти полном отсутствии вибрато на струнных. Условность записи мелодии длинными нотами, заполнение и фигурирование скачков.

Вокальное задержание, запись его в виде повторяющихся нот; амелодичность терцового скачка.

Трель = многократное повторение задержания (=душа полифонии); форшлаг и нахшлаг.

Ритмика

Перечеркивание штиля восьмой = превращение ее в шестнадцатую:  = .

Триоль в размере , , / неизвестна, заменяется записью . (хотя возможна запись в размере , , /)

Способ записи пунктирного ритма с двумя и более точками изобретен в 50-е гг. XVIII в. [75.], до этого всегда писали только одну точку, при этом подразумевая вторую и даже третью (см. [99a., 40 = 1. Aufl. 1756]). Конкретные случаи различия см. [90.],

Агогика

Неравномерность исполнения равных длительностей: 1-3-2-4 [20.]. Выделение важных звуков не динамикой, а продолжительностью (агогический акцент).

Динамика

Особенности интонировки органов и клавесинов: чем выше, тем ярче [21.].

Литература: [2.] [2a.] [5.] [9.] [12.] [17.] [20.] [21.] [75.] [90.] [99.] [100.] [102.] [125.] [149.] [162.]