Методические указания:
Необходимо изучить методы определения количественных характеристик трудовых ресурсов, показателей численности, состава и движения населения., уметь подойти к определению оптимального уровня занятости.
Исходной базой для определения количественной характеристики является фактическая численность. Численность трудовых ресурсов определяется следующим образом:
Т = Ртр – Ринв + Рпен + Рмол, где
Ртр – численность населения в трудоспособном возрасте;
Ринв – численность неработающего населения того же возраста, считающегося нетрудоспособным (инвалиды 1-2 групп и лица льготных пенсионных возрастов);
Рпе – работающие лица пенсионного возраста;
Рмол – работающие подростки до 16 лет.
Среднегодовая численность трудовых ресурсов за год:
Тс = (Тн + Тк)/2
Естественный прирост трудовых ресурсов:
Те = Рв – Рп, где
Рв – численность лиц, входящих в трудоспособный возраст, а также численность лиц пенсионного возраста и подростков до 16 лет, вовлекаемых в общественное производство;
Рп – численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, а также численность лиц, умерших или получивших инвалидность в трудоспособном возрасте.
Миграционный прирост трудовых ресурсов исчисляется аналогично естественному.
ЗАДАЧА 1.
Определите численность населения трудоспособного возраста на начало следующего года, если за текущий год имеются следующие данные:
-численность населения трудоспособного возраста на начало года – 70млн. человек;
-численность умерших в трудоспособном возрасте в течение года – 0,2млн.чел;
-численность молодежи, достигшей в данном году трудоспособного возраста – 2,0млн.чел.;
-численность лиц, достигших пенсионного возраста в текущем году – 1,6млн.чел.
Решение:
Численность населения трудоспособного возраста на конец года (Ртр к) рассчитывается следующим образом:
Ртр к = Ртр н + (Рв – Рп – Nj) = 70 + (2,0 – 1,6 – 0,2) = 70,2млн.чел.
Ответ: Численность населения трудоспособного возраста на начало следующего года составляет 70,2 млн.чел.
ЗАДАЧА 2.
Население трудоспособного возраста составляет 80млн.чел., в том числе: -
-неработающие инвалиды 1 и 2 групп – 1,2млн.чел;
-работающие подростки – 0,1млн.чел.;
-работающие пенсионеры – 4,5млн.чел.
Определите численность трудовых ресурсов.
ЗАДАЧА 3.
Определите численность трудовых ресурсов города, если численность населения в трудоспособном возрасте 750 тыс.чел; среди них:
инвалидов 1 и 2 групп трудоспособного возраста 10тыс.чел;
численность работающих подростков до 16 лет – 15 тыс.чел.;
работающих лиц старше трудоспособного возраста – 55тыс.чел.
ЗАДАЧА 4.
Определите численность населения в трудоспособном возрасте к концу планируемого периода, если его численность на начало планируемого года составила 1млн.чел; численность населения, вступающего в трудоспособный возраст – 30тыс.чел.; численность населения, выходящего за пределы трудоспособного возраста – 22тыс.чел; число умерших в трудоспособном возрасте – 5тыс.чел.; механический прирост населения в трудоспособном возрасте – 3тыс.чел.
ЗАДАЧА 5:
Численность трудоспособного населения на начало года составила 1млн.чел., работающих лиц пенсионного возраста и подростков до 16 лет – 40тыс.чел.
В течение года в составе трудоспособного населения произошли следующие изменения:
-вступило в рабочий возраст 250тыс.чел.;
-прибыло из других областей 90тыс.чел.;
-вовлечено для работы в н/х 20тыс.чел. пенсионного возраста;
-перешло в пенсионный возраст, на инвалидность и умерло 200тыс.чел. трудоспособного возраста;
-15тыс. пенсионеров перестали работать;
-выбыло в другие регионы 75тыс.чел трудоспособного возраста.
Определите численность трудовых ресурсов на начало и конец года; общий, естественный и механический прирост трудовых ресурсов.
ЗАДАЧА 6:
Определите численность населения в трудоспособном возрасте и численность трудовых ресурсов к концу года, если известны следующие данные(табл.1):
-численность на начало планируемого года составила А млн.чел.;
-численность населения, вступающего в трудоспособный возраст составила В тыс.чел;
-численность населения, выходящего за пределы трудоспособного возраста составила С тыс.чел.;
-численность умерших в трудоспособном возрасте составила Д тыс.чел.;
-механический прирост населения в трудоспособном возрасте составил Е тыс.чел.
Таблица 1
№ варианта | А | В | С | Д | Е |
1 | 2 | 30 | 22 | 5 | 6 |
2 | 1 | 25 | 21 | 3 | 3 |
3 | 2 | 22 | 20 | 4 | 4 |
4 | 1 | 23 | 23 | 6 | 5 |
5 | 2 | 24 | 24 | 2 | 6 |
6 | 1 | 21 | 25 | 7 | 4 |
7 | 2 | 20 | 26 | 5 | 5 |
8 | 1 | 26 | 27 | 6 | 7 |
9 | 2 | 27 | 28 | 7 | 2 |
10 | 1 | 28 | 29 | 8 | 1 |
11 | 2 | 29 | 30 | 9 | 2 |
12 | 1 | 31 | 41 | 10 | 3 |
13 | 2 | 32 | 42 | 2 | 4 |
14 | 1 | 33 | 43 | 3 |
|
15 | 2 | 34 | 44 | 4 | 4 |
16 | 1 | 35 | 45 | 5 | 5 |
17 | 2 | 36 | 4647 | 6 | 2 |
18 | 1 | 37 | 48 | 7 | 1 |
19 | 2 | 38 | 49 | 8 | 6 |
20 | 1 | 39 | 50 | 9 | 5 |
21 | 2 | 40 | 31 | 10 | 4 |
22 | 1 | 41 | 32 | 3 | 7 |
23 | 2 | 42 | 33 | 4 | 8 |
24 | 1 | 43 | 34 | 5 | 3 |
25 | 2 | 44 | 35 | 6 | 3 |
26 | 1 | 45 | 24 | 7 | 4 |
27 | 2 | 46 | 22 | 9 | 7 |
- Кафедра менеджмента методическое пособие для проведения семинарских и практических занятий
- Симферополь, 2011
- Занятие 1.
- Методические указания:
- Занятие 2 Тема: Уровень безработицы.
- Методические указания:
- Занятие 3
- Цели деловой игры
- Исходная информация
- Методические рекомендации и порядок проведения деловой игры
- Бланк участника игры
- Подведение итогов деловой игры
- Занятие 4.
- Методические указания:
- Решение:
- Занятие 5 Тема: Формы и методы привлечения и профотбора персонала.
- Методические указания:
- Тест «оценка кандидата на рабочее место»
- Составить эталонный (идеальный) профиль личности для заданной профессии.
- Занятие 6. Тема: Подбор на должность.
- Методические указания
- Ход выполнения задания:
- Контрольные вопросы и задания:
- Занятие 7
- Ход работы:
- Тест для критериального собеседования
- Вопросы для критериального собеседования с кандидатом в кассиры - операционисты:
- Занятие 8. Деловая игра «Оценка коммуникативных способностей»
- Текст для проведения групповой работы:
- Процедура оценки:
- Занятие 9. Тема: Изучение личности работника.
- Методические указания.
- Занятие 10. Тема: Методы исследования межличностных отношений в коллективе.
- Методические указания.
- Методика «Определение Цое группы».
- Методика «Изучение психологического климата коллектива».
- Методика изучения уровня развития коллектива
- Социометрическая методика.
- Дифференциальная социограмма
- Методика расчета индивидуальных биоритмов.
- Занятие 11. Тема: Мотивация персонала.
- Тест Мотивация и поведение.
- Тест Мотивация и вознаграждение.
- Задание 3. Тест Диагностика удовлетворенности потребностей
- Деловая игра «Мотивация персонала» Методические указания:
- Вариант 1.
- Вариант 2.
- Вариант 3.
- Вариант 4.
- Занятие 12. Тема: Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом.
- Оперограмма процедуры проведения отбора и приема персонала
- Занятие 13. Тема: Инвестиции в человеческий капитал.
- Методика е.А. Климова «Определение типа будущей профессии»
- Тест юмористических фраз
- Тест «Определение направленности личности».
- Тест «Стили мышления». Инструкция.
- Бланк – дешифратор к тесту «см».
- Тест «Уровень самооценки»
- Рекомендованная литература.
- Экзаменационные вопросы по дисциплине
- Содержание