logo search
Metprg11_A5

25. Артикуляция. Штрихи (2 ч.)

Понятие артикуляции (в фонетике): совокупность двигательных приемов, которыми достигается тот или иной звуковой результат: членораздельность музыкальной речи. Штрих как результат музыкальной артикуляции. Исторически артикуляция на смычковых — раздельная (от щипковых); легато — достижение XVII—XVIII в.

Артикуляционные обозначения: точки, чёрточки (горизонтальные и вертикальные), клинышки. Их понимание в разные эпохи изменялось. Как правило, знак действует «вперёд», отражая связь или отчленение звука от следующего. Главное — интонационное понимание обозначений: точка точке рознь. Точка при Глинке и Моцарте означала штрих, сейчас обозначаемый чёрточкой. Требование вытягивать ноты обозначается: ten. и у Глинки, и у Чайковского.

Штрихи — одно из главных выразительных средств на скрипке.

Штрихи делятся по: 1) худ. смыслу; 2) двигательному принципу.

1: а) мягкие, плавные — деташе, легато, son filé (выдержанный звук), длинные ноты; б) ударные, отрывистые — мартле, стаккато, пунктирные, резкие акценты; в) прыгающие — спиккато, сотийе, рикошет, летучее стаккато.

2: а) лежачий смычок; б) акцентированное начало; в) бросковые (бросаемые); г) отскакивающие.

Обобщение штриховой техники: все штрихи можно вывести из одного движения, видоизменяя его до противоположного.

Способы освоения штрихов.

DVD: Крейслер Schön Rosm.: Эльман; Бах Кнц. 1043 1 ч.: Хейфец, Фридман

Литература: [5.] [8a.] [19.] [56.] [72.] [120.] [124.] [149.] [156.] [157.]