logo search

Проблемы типологии стилей

Множество исследований, относящихся к проблемам сти­ля в музыке, посвящено рассмотрению различных по свое­му генезису, по объему и природе стилей, а также и зада­чам их классификации, сравнениям, соотне­сению стилей друг с другом. В общем можно утверждать, что в европейс­кой музыкальной культуре с ее огромным историческим наследием сло­жилась сложнейшая система стилей, обла­дающая определенными (сис­темными) свойствами и зако­номерностями.

Типология стилей тесно связана с общей морфологи­ей искусства, с необходимостью при его освоении и позна-

42

нии расчленять его по самым разным направлениям и кри­териям, объеди­няя в группы и разграничивая составляю­щие почти необозримого множе­ства художественных яв­лений.

В зависимости от избранного ракурса и объема материа­ла выстраива­ются различные конкретные системы. В исто­рическом музыкознании обосновывается членение этапов развития музыки по особенностям их ху­дожественного сти­ля, в изучение творчества отдельных композиторов вво­дят­ся жанровые и стилевые координаты.

Фактическая конкретизация явлений стиля, осуществ­ляемая обычно с помощью дополнительных определений (переходный стиль, стиль ба­рокко, строгий стиль, песен­ный стиль, мещанский стиль, камерный стиль и т.п.), гово­рит о множестве самых разнообразных стилевых расчле­нений мира музыки. Но во всех этих расчленениях мы имеем дело со стилями только тогда, когда соблюдены ос­новные критерии, зафиксированные в начале этого разде­ла в определении стиля, причем главным остается крите­рий генетической общности. Он и помогает в решении вопроса, можно или нельзя отнести ту или иную совокупность музы­кальных явле­ний к стилю.

Известный исследователь музыкального стиля М.К. Ми­хайлов в одной из своих работ высказал, например, сомне­ние в том, правильно ли считать стилями такие качества музыки, как камерность и героичность. Это сомне­ние, од­нако, может быть снято, если учесть возможность отнесе­ния к жан­рам критерия их генезиса: Так, понятие салонно­го стиля, несомненно свя­зано с определенными кругами общества на известной исторической ста­дии. Героический стиль в обобщенном виде говорит о социальных ролях и со­циально-исторических сферах, в которых обычно появля­ется герой.

Наиболее очевидными, несомненно относящимися к сти­левым феноме­нам являются исторические и национальные стили, а также стили жанро­вые, авторские, стили направ­лений и школ.

Все они в совокупности образуют гигантскую суперсисте­му, которая для каждого конкретного стиля выступает как стилевой фон, стилевая среда, стилевой контекст. Стилевая среда – это подвижная исторически развивающаяся систе­ма соседствующих территориально и во времени му­зыкаль­ных и вообще художественных стилей, взаимодействующих

43

друг с другом, – система, в которую включен и изучаемый конкретный стиль.

Композитор, создающий произведение, работающий над своим стилем, смотрит на всю другую музыку как на сти­левую среду. Слушатель отде­ляет произведение по стилю от других произведений или выявляет их общность. Стилевая среда многослойна и многоэлементна. В ней выделя­ются сво­его рода однопорядковые стили, например, стили Бетхове­на, Кле­менти, Шуберта, или французский, итальянский, не­мецкий стили, или во­кальный и инструментальный стили и т.п.

В системах рядоположных стилей, особенно индивидуаль­ных, дейст­вуют законы притяжения и отталкивания. Стили наиболее ярких художни­ков становятся центрами притяже­ния. Такими для многих советских ком­позиторов были сти­ли Шостаковича и Прокофьева. На этой основе возни­кают направления и школы.

Однако требования яркой индивидуальности, которым следуют компо­зиторы в последние столетия, потребность со­здать нечто новое, ориги­нальное приводят в действие про­тивоположный закон – закон стилевой дивергенции, в су­ти которого лежит идея – не повторять ничего, что уже было найдено другими. Закон дивергенции в наибольшей мере действует в XIX и XX вв. благодаря тому, что идея индивидуальности, личного начала в творчестве становит­ся одной из ведущих в эстетике и философии искус­ства. Закон этот подчас заставляет композитора, обнаруживаю­щего даже формальное, первоначально незамеченное ухом сходство того или иного приема или оборота, казалось бы, только что найденного им самим, с чем-либо известным, не­пременно исключать его из текста произведения, заме­нять другим, пусть даже в ущерб красоте и органичности цело­го. Такой автор и не предполагает, что похожий на что-то чужое оборот на самом-то деле благодаря феномену стиле­вой генерализации становится в контексте его стиля его соб­ственным.

Закон отталкивания на уровне так называемой нововенс­кой школы при­вел к изобретению радикального средства, обеспечивающего неповтори­мость музыки, ее непохожесть на прежнюю, а именно – к изобретению до­декафонии и се­рийной техники.

Закон же конвергенции – притягивания, уподобления в зна­чительно бо­лее сильной степени действовал в XVII и XVIII вв.,

44

когда складывались национальные музыкальные культуры и школы, когда на основе авторских стилей формировались сти­левые общности.

Здесь мы уже видим, однако, взаимодействие стилей не одного порядка, а разноуровневых стилей. Исторически здесь могли развиваться два типа взаимодействия. Первым из них являлось вычленение индивидуальных авторских стилей из общего национального и эпохального стиля. В ев­ро­пейской музыке, как отмечает В.Дж. Конен, этот про­цесс начал бурно раз­виваться в конце XVII в. (появление И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Ж.Ф. Рамо, К.В. Глюка и потом венских классиков). Второй тип взаимодействия – объе­динение индивидуальных стилей в рамках общенациональ­ных музы­кальных стилей при сохранении известной авто­номности авторских стилей – захватывает XVIII–XIX столетия.

Мы видим, таким образом, что совокупность стилей раз­ных рангов и стилей одного и того же типа и уровня, благо­даря разнообразным связям в истории и культуре, образу­ют более или менее целостную систему.

Далее мы рассмотрим некоторые из основных типов сти­ля, существен­ных для познания мира музыки и истории му­зыкальной культуры. К ним можно отнести индивидуаль­ный авторский стиль, жанровый стиль, нацио­нальный стиль и исторический стиль. Каждому из них можно посвятить отдельный параграф, за исключением, пожалуй, жанрово­го стиля, рас­смотрение которого более целесообразно отне­сти во второй и третий раз­делы, посвященные жанрам и сти­листике.