Задание 4 Жанр и имя
Предлагается список названий жанров, имеющих как чисто историческое, так и современное социально-культурное значение. В нем содержится сто названий, которые следует тщательным образом проработать в классификационном этимологическом плане. Нужно систематизировать приведенные в этом списке названия по отраженным в них (только в самих названиях, т.е. в их этимологии) признакам и свойствам жанра.
Это задание выводит сразу к нескольким проблемам. Одна из них – проблема памяти жанра, в механизмах которой имя играет огромную роль. Другая – проблема этимологии жанровых терминов. Третья (попутная) – связана с одним из простейших методов систематизации, в основе которого лежит индукция, движение от частного к общему.
234
100 музыкальных жанров
1. Аллеманда 2. Англез 3. Антифон 4. Арабеска 5. Баллада 6. Баркарола 7. Бергамаска 8. Бранль 9. Бурлеск(а) 10. Бурре 11. Былина 12. Вальс 13. Венгерка 14. Вербункош 15. Вилланелла 16. Вокализ 17. Гавот 18. Галоп 19. Гальярда 20. Гимн 21. Гондольера 22. Гопак 23. Дивертисмент 24. Зингшпиль 25. Инвенция | 26. Интермеццо 27. Казачок 28. Кадриль 29. Кант 30. Канцона 31 . Каприччио 32. Кассация 33. Качча 34, Кводлибет 35. Колыбельная 36. Колядка 37. Контрданс 38. Концерт 39. Краковяк 40. Куплеты 41 . Куранта 42. Лауда 43. Лезгинка 44. Лендлер 45. Мадригал 46. Мазурка 47. Марш 48. Матлот 49. Менуэт 50. Месса | 51. Миниатюра 52. Мюзет 53. Новеллетта 54. Ноктюрн 55. Ода 56. Опера 57. Оратория 58. Павана 59. Парафраза 60. Пассакалья 61. Пастиччо 62. Пастораль 63. Песня 64. Плач 65. Полонез 66. Поэма 67. Прелюдия 68. Причитание 69. Псалмы 70. Рапсодия 71. Реквием 72. Романс 73. Сальтарелло 74. Серенада 75. Симфония | 76. Сицилиана 77. Скерцо 78. Соната 79. Спрингданс 80. Сюита 81. Твист 82. Тедеска 83. Токката 84. Трепак 85. Уанстеп 86. Фолия 87. Фроттола 88. Хабанера 89. Халлинг 90. Херувимская 91. Чакона 92. Частушки 93. Шансон 94. Экосез 95. Экспромт 96. Элегия 97. Эпиталама 98. Эстампида 99. Этюд 100. Юмореска |
Пояснения к некоторым названиям (из этимологии)
Бранль – качание, хоровод
Бурре – делать неожиданные скачки
Гальярда – веселая, бодрая
Гимн – славящая песнь
Концерт – согласие.
(от лат. – состязаюсь)
Ода – песня
Пассакалья – от исп. – проходить по улице
Псалмы – гр.: хвалебная песнь
Рапсодия – декламация нараспев
Фолия – шумное веселье
Фроттола – от фротта – в значении толпа, гурьба (болтовня)
Халлинг – от названия долины Халлингдаль на юге Норвегии
Экосез – от франц. названия Шотландии (Ecosse)
Эпиталама – свадебный, брачный
235
Методические рекомендации
Жанровые названия для музыканта-профессионала (композитора, исполнителя, педагога) являются терминами, за каждым из которых стоит хорошо известный музыкальный жанр со всеми его особенностями. Но даже если не знать, к какому конкретно жанру относится то или иное жанровое имя, то уже из самих названий, из их этимологии можно получить какую-то информацию о тех или иных реальных свойствах, особенностях именуемого объекта. В большинстве случаев жанровые имена фиксируют хотя бы одну какую-то совершенно определенную и реальную особенность жанра, изначально присущую ему или исторически приобретенную. В своей же совокупности жанровые термины практически характеризуют все стороны жанра.
Выявление того, какие же определяющие черты жанра отражает могучий инструмент именования, и является целью задания.
Предлагается методика, связанная с индукцией – движением от конкретного и частного к абстрактному и общему. Она может быть реализована в виде серии своеобразных инвентаризаций, последовательно, шаг за шагом, восходящих к обобщенной системе представлений о жанрах.
Первая ступень – накопление сведений. Это еще не систематизация, а просто констатация данных, которую с самого начала можно подчинить какому-то критерию, например алфавитному.
Для каждого жанрового термина в предложенном списке нужно, пользуясь словарями (музыкальными, этимологическими, словарями иностранных терминов), отыскать первичные значения. При этом следует принимать во внимание только непосредственные исходные значения слов (например: бранль – качание, ода – песня, фроттола – толпа и т.п). Иначе говоря, при выполнении этого задания студенту необходимо отрешиться от своих знаний о самих жанрах, иначе механизм лексической памяти жанровых терминов не будет выявлен. Так, зная ноктюрны Шопена, студент может записать этот термин под рубрикой «лирическая пьеса», тогда как само слово говорит лишь о связи с ночным или вечерним временем. Зная экосез как жанр, студент может отнести термин к разряду бальных танцев, тогда как термин говорит о шотландском генезисе.
Далее следует первая обработка данных, в процессе которой студент, двигаясь от начала предложенного списка к концу,
236
относит каждый термин к первичной обобщающей характеристике. Например, для термина Аллеманда ею может быть слово национальное, для термина Баллада – связь с танцем, о чем говорит корень латинского слова ballare – танцевать и т.д. Под рубрикой Национальное записывается соответствующий номер из списка (№ 1 – аллеманда). И далее к этой рубрике присоединяются последовательно другие номера, соответствующие найденной характеристике. Например, к № 1 в рубрике Национальное добавляется № 2 (англез), № 13 (венгерка).
В результате уже первой систематизации может быть получен довольно большой перечень жанровых характеристик, отражающих национальную принадлежность, связь со словом (реквием), с движением (вальс), с временем (ноктюрн), с ситуацией (эпиталама) и т.п.
Каждая из полученных обобщающих характеристик первой систематизации ставится под своим номером (или буквой алфавита) для дальнейшей более компактной группировки, в результате которой может возникнуть еще один список. Он в свою очередь может послужить материалом для создания краткой типологии, содержащей пять–семь классов.
В качестве примеров такого восхождения далее приведены выполненные студентами Московской консерватории таблицы этимологической систематизации (знакомиться с ними целесообразно, однако, только после выполнения задания):
- Учебное пособие для вузов
- Учебное издание Назайкинский Евгений Владимирович стиль и жанр в музыке
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, 2. Содержание
- Предисловие
- Часть первая введение в теорию музыкального стиля термин. Понятие. Трактовки
- Дефиниция
- Функции стиля
- Детерминанты музыкальных стилей
- Субъективные факторы стиля
- Проблемы типологии стилей
- Авторский стиль
- Национальный стиль
- Исторический стиль
- Методы характеристики и атрибуции стиля
- Сравнительная стилевая характеристика
- Метод слуховой экспертизы
- Статистические методы
- Заключение
- Жанр в музыке
- О некоторых системах жанровой классификации
- Термин и понятие
- Функции жанра
- Память жанра
- Жанр и имя
- Жанр как обобщение
- Типология музыкальных жанров Общие принципы и критерии типологии
- Три исторические формы бытия музыки Синкретическая форма
- Жанр как эстетический феномен
- Виртуальные жанры
- Заключение
- Стилистика музыкального произведения о терминологии
- Жанровая стилистика
- Жанровые начала и прототипы
- Речевое начало в музыке
- Моторика как жанровое начало
- Кантиленность
- Сигнальность и звукоизобразительность
- Повествовательная стилистика
- Нация, эпоха, личность в зеркале стилистики
- Национальная стилистика
- Историческая стилистика
- Персона и персонаж
- Связь стилистики с особенностями музыкальной формы
- Заключение
- Приложение задания
- Задание 1 Слуховая экспертиза стилей
- Задание 2 Сравнительная стилевая характеристика
- Задание 3 Тональность и стиль
- Задание 4 Жанр и имя
- Первая систематизация
- Вторая систематизация
- Окончательная систематизация
- Задание 5
- Диаграмма 2 Частота использования титульных тональностей в произведениях э. Грига1
- Диаграмма 3 Частота использования титульных тональностей в произведениях а.Н. Скрябина
- Литература Литература о стилях
- Литература о жанрах
- Литература о стилистике