logo

Дефиниция

Сложившееся в XX в. представление о музыкальном стиле, частично осознанное, отчасти интуитивное, можно предста­вить следующим обра­зом. Стиль это особенное свойство или, лучше сказать, качество му­зыкальных явлений. Им об­ладает произведение или его исполнение, ре­дакция, звукорежиссерское решение или даже описание произведения, но лишь тогда, когда в том, другом, третьем и т.д. непосредствен­но ощуща­ется, воспринимается стоящая за музыкой индиви­дуальность композитора, исполнителя, интерпретатора.

Следовательно, стиль – это то качество, которое позво­ляет в музыке слышать, угадывать, определять того или тех, кто ее создает или воспроизводит, т.е. качество от­личительное, дающее возможность судить о генезисе. По му­зыкальным темам, по композиции, по конкретной струк­ту­ре музыкальной ткани и интонационной организации мы отличим пер­вую фортепианную сонату Бетховена от второй, а тем более от багатели, симфонии, концерта. Но во всех этих совершенно разных по жанру, форме, образному строю про­изведениях слух угадывает и нечто общее – почерк, мане­ру, интонацию того единственного мастера, который пред­стает вос­приятию, сознанию и во множестве биографических описаний, портретов, рисунков, писем, и в его музыке в це-

17

лом. Стиль как бетховенское художественное Я, как личность во всей со­вокупности музыкальных, эстетических, психофи­зиологических, социаль­ных и прочих особенностей окажется тем, что и проступает как нечто уз­наваемое, индивидуальное, единое в произведениях композитора сколь бы различны они ни были по жанру и другим своим чертам.

Музыкант может определить авторский стиль даже по од­ной только нотной записи, хотя, конечно, не всегда доста­точно уверенно и точно. Од­нако главной, центральной фор­мой бытия стиля является все-таки сама музыка – звучащая и непосредственно воспринимаемая слухом. Можно сколько угодно рассуждать на темы о внешнем облике, привычках, эстети­ческих взглядах творца, о технических приемах и прин­ципах сочинения, но это не даст еще представления о стиле­вом облике самой музыки. И на­оборот, знакомство с одной только музыкой обеспечит слуху, сознанию, памяти проч­ную основу для уверенных суждений о том, чья рука двига­ла пером, кто стоит за этим. Личность, проявляющаяся в му­зыкальных зву­ках, – вот что такое стиль в музыке.

Охарактеризованное представление о музыкальном стиле, весьма ти­пичное и распространенное в XX в., сложилось еще в прошлом – в эпоху расцвета профессионального индиви­дуального творчества, поставившего в центр внимания саму человеческую индивидуальность. Но и раньше, и сейчас оно не является единственным. И хотя это, конечно, лишь одно из представлений о стиле в музыке, его можно оценить, вме­сте с тем, как наиболее важное для целостной теории стиля. Пусть на основе такого оп­ределения пока трудно отделить композитора от исполнителя. Ведь и Шо­пена, и того, кто ис­полняет его произведения – Нейгауза, Софроницкого, Черны-Стефаньску, Бунина, восприятие узнает по характеру зву­чания. Пусть так. В этом нет большой беды, ибо теории и практике известна та демаркационная линия, которая от­деляет собственно композиторские средства от исполнитель­ских. И зная ее изгибы, не так уж трудно и иссле­дователю, и слушателю разобраться в том, что есть Бетховен, Шопен, а что – Рихтер, Падеревский.

Более важно другое. Непосредственное столкновение с про­блемами стиля обнаруживает для слушателя и музыканта саму его основу – лично­стное, индивидуальное начало. Да, стиль наиболее ярко, активно, весомо заявляет о себе как про­явление авторского, самобытного. Как сильно пе­реживает си­туацию неопределенности, как конфузится специалист, про-

18

фессионал, знаток музыки, когда он, случайно войдя в кон­цертный зал с запозданием, уже после объявления конферан­сье и без программки в ру­ках, вдруг оказывается не в состоя­нии сразу на слух определить даже не саму конкретную пьесу, а хотя бы то, какому композитору она принадле­жит, и не мо­жет ответить на вопрос, заданный слушателем, оказавшимся в зале рядом! Стилевое чутье в такой ситуации начинает рабо­тать в режиме наивысшего напряжения, и вот – о радость! – неоп­ределенность снята. Два-три знакомых оборота – да, это Григ, это Шуман, это Рахманинов, Чайковский... Начался ди­алог слушателя и автора, но не автора и слуша­теля вообще, а конкретных личностей. И автор с его интонационным стро­ем включается в содержание музыки уже вместе со всеми со­путствую­щими знанию моментами в индивиду­альной худо­жественной аранжировке слушателя. Таков феномен ав­торского стиля, а также стиля музыканта-ис­полнителя. Личность – вот что генерирует, рождает неповторимое по стилю произведе­ние или его исполнение. Генетическая связь с источником – сущностный, цен­тральный критерий стилевого качества.

Здесь, однако, мы и наталкиваемся на внутреннее проти­воречие, свя­занное с распространенными в музыкознании иными представле­ниями о стиле. Дело в том, что понятия рож­дения, генезиса можно ведь не ограни­чивать сферой индиви­дуального творчества! Хорошо известно, что многие из со­временных исследователей, развивая тради­ции прошлого, трактуют стиль не только (или даже не столько, или даже вовсе не) как авторское обнаружение, а как атрибут историче­ской эпохи, социальной, националь­ной или какой-либо иной реги­о­нальной общности. Возникают и иные представления – на­пример, по­нятие «жанрового стиля», введенное в оте­чествен­ное музыкознание А.Н. Сохором в его работах о жанре.

Что касается исполнительского стиля в музыке, то и тут теории стиля нужно учесть особенности приложения этого понятия к ансамб­левому ис­полнению. Масса одновременно поющих или играющих, на первый взгляд, не может быть ориентирована на индивидуальное, личностное на­чало, осо­бенно в том случае, если музыка тоже не при­надлежит еди­но­лично какому-либо композитору и если она не управ­ляет­ся в исполнении властным регентом.

Древние монодические, гетерофонные типы многоголосного пения ориентировались на общее, а не на индивидуальное. И как тут быть с идеей непременной личностной детермина­ции стиля? Как быть со стилем в оркестре? Симфонию пишет

19

Бетховен, исполняет Артур Никиш, но также 20 первых и 16 вто­рых скрипачей большого оркестра, альтисты, виолончелис­ты и tutti quanti. Ис­полнительский стиль – да еще при игре на разных инстру­ментах – столь обобщается, что как бы и пропа­дает вовсе, и лишь в некоторых моментах солирования отдель­ных инструментов или голо­сов вдруг обнаруживает себя.

Проблема стиля в ансамблевой музыке, в коллективном пении не так уж сложна и противоречива. Да, в массовом музицировании стиль оказы­вается изначально обобщенным, но ведь каждый из поющих или играю­щих интонирует и ут­верждает себя все-таки как индивидуаль­ность, хотя и под­чиненная общему делу. И все равно здесь прослуши­вается главное – внутреннее индивидуальное существо музыки как интонационного искус­ства, все равно обнаруживает себя лич­ность, отражающая племенное, ро­довое, соборное, народно-массовое начало и служащая ему.

Сложнее дело обстоит со стилями историческими, регио­нальными, жанровыми. Однако и тут развивающееся совре­менное музыкознание, как и искусствознание в целом, дает основу для снятия противоречий.

Рассмотрим одно из возможных определений музыкально­го стиля, сни­мающее, на наш взгляд, многие из противоре­чий, обычно возни­кающих при обращении к этой категории. Музыкальный стиль - это отличи­тельное качество музыкальных творений, входящих в ту или иную конк­ретную генетическую общность (наследие компози­то­ра, школы, направления, эпохи, народа и т.д.), которое позво­ляет непосредст­венно ощущать, узнавать, опреде­лять их генезис и проявляется в сово­купности всех без исключения свойств вос­принимаемой музыки, объе­динен­ных в целостную систему вокруг комплекса отличитель­ных ха­рактерных признаков.

Выделим в этом определении три момента, важных для теории стиля:

• указание на единый генезис;

• требование музыкальной, т.е. улавливаемой непосред­ственно на слух, его выраженности;

• указание на вовлечение в этот процесс всей совокупности свойств му­зыки, образующей органически целостную сис­тему.

Рассмотрим каждый из этих моментов отдельно.

Итак, прежде всего важно констатировать, что одним из центральных и специфических для категории стиля является

20

понятие генетического целого. В большинстве случаев тут имеют в виду творчество композитора. Но генетическим це­лым, безусловно, можно на­зывать и творчество ряда авторов, принадлежащих к какой-либо одной школе или целой эпохе, нации, и вообще – музыкальные явления, имею­щие любой единый источник, сколь бы широким, объемным или, напро­тив, узким, локальным он ни был. Дефиниция стиля подра­зумевает, та­ким образом, разнообразие видов генетичес­кой общности. В соответст­вии с этим к стилю относятся такие разновидности, как авторский, истори­ческий, национальный, жанровый стили, – разновидности, уже выделен­ные в прак­тике и в теоретических исследованиях музыковедов1.

Но отсюда следует также, что к разновидностям стиля по критерию ге­нетического родства можно добавить и другие, реже упоминаемые в музы­коведческой практике, однако вполне пра­вомерные, например – ранний стиль, зрелый стиль, поздний стиль, фортепианный стиль, оркестровый, вокальный, опер­ный, хоровой стиль и т.п. Кстати говоря, разграничение сти­лей по источнику звучания (инструментам, голосам) встреча­лось уже в старинных музыкально-теоретических трактатах. В общем же можно ска­зать, что понятие стиля нецелесообраз­но ограничивать каким-либо одним типом общности. Ограни­чение лежит в иной плоскости: стиль соответст­вует среднему чле­ну категориальной триады общее – особенное – единич­ное.

Существует, правда, и другая точка зрения. Некоторые из исследовате­лей путь к уточнению и достижению однознач­ности термина видят в су­жении объема стоящего за ним по­нятия. При этом часто предпочитают называть стилем лишь один из типов стилевых объектов. Обычно в каче­стве таких объектов называют исторические стили. Для других же сти­ле­вых уровней в этом случае предлагаются такие термины, например, как индивидуальная манера, слог.

Более целесообразным и в теоретическом, и в практичес­ком отношении представляется путь нахождения и выделе­ния некоторого инварианта во всех или в большинстве разно­образных случаев оперирования словом стиль и уточнения именно его значения. Такой путь предполагает сохра­нение всего богатства содержания, которое охватывается различны­ми представлениями о стиле, и вместе с тем – сужение специ­фических прин­ципов, лежащих в основе дефиниции. Такой

1 Термин жанровый стиль использует А.Н. Сохор в книге «Эстетическая приро­да жанра в музыке». М., 1968.

21

путь и наиболее реалистичен, так как никакие запреты, нала­гаемые на употребление всем хорошо и широко известного сло­ва, не имели бы сколько-нибудь заметного влияния.

Понятие генетической общности, входящее в сформулирован­ное выше определение, как раз и ведет к уточнению понятия при сохранении боль­шого диапазона употребления термина.

Во всех разновидностях стиля (в музыке – это авторский стиль, испол­нительский стиль, фортепианный стиль, жанровый стиль, стиль эпохи, на­циональный и т.п.) непременно предпола­гается единый генезис. Совокуп­ность музыкальных явлений – произведений, фольклорных творений, ис­полнительских интер­претаций и т.п. – необходимым образом соотносится с одним породившим эти явления источником – творчеством конкрет­ного композитора, определенной эпохи, культуры, нации, жан­рового локуса и т.д. Если в двух музыкально-звуковых текстах восприятие отмечает един­ство стиля, то это говорит об их еди­ном творческом, историко-культурном происхождении.

Менее очевидна генетическая общность в жанровых сти­лях, так как обозначения типа á la Masurka, «в ритме полоне­за» и подобные им отсы­лают воображение к жанру независи­мо от того, какому композитору при­надлежат произведения, написанные ранее в этом жанре. И все же признак генетичес­кого родства здесь во многих случаях существует. Ибо в жан­ро­вых сферах музыки, особенно если иметь в виду массово-бытовые, при­кладные, обиходные жанры, музыка несет на себе печать определенной жизненной ситуации, а значит, и следы общности занимающихся музы­кальной деятельно­стью людей – общности, вполне определенно локали­зуемой в исторических, культурных и социальных координатах.

Так, можно сказать, что мазурка как жанр порождена польскими народ­ными музыкантами в определенную эпоху истории польского народа – музыкантами, относящимися к конкретной социальной части общества. Это были народ­ные музыканты Мазовии, еще до XVIII в. игравшие и тан­це­вавшие мазур1. И хотя здесь нельзя говорить об индивиду­альном автор­стве, как нельзя говорить и о зафиксированных конкретных произведениях – народных мазурах, все же тво­рец, как единый источник жанрового стиля, как генетичес­кая основа, есть. Это музыканты Мазовии.

Задачей дальнейшего, более глубокого и объемного исследо­вания стиля может быть установление и изучение все большего

1 См. об этом: Пасхалов Вяч. Шопен и польская народная музыка. М.; Л., 1941.

22

числа разновидностей генетической общности, порождающей явления му­зыкального стиля, но не отказ от принципа общнос­ти происхождения и не ограничение типов общности.

Рассмотрим далее второй конституирующий явление му­зыкального стиля момент – отнесение к средствам выраже­ния стиля музыкальных и только музыкальных свойств, т.е. свойств самой музыкальной материи – звучащей, зафик­сированной в нотах или воссоздаваемой воображением в не­посредственной связи с музыкальными представлениями.

Конечно, среди них есть и такие свойства, как эмоциональ­ный тон, ди­намика развития, напряженность тонуса, которые, по крайней мере на пер­вый взгляд, не являются собственно зву­ковыми. Но и они в восприятии и представлениях непосредствен­но соотнесены с музыкальным звучанием, услышаны в нем.

Выделенная здесь часть дефиниции означает также, что к стилю му­зыки нельзя относить особенности деятельности му­зыканта. Жизненные события, психические состояния, чер­ты личности, психологические про­цессы сочинения музыки составляют лишь предметы и условия музыкаль­ного творче­ства. Они лишь косвенно отражаются в музыке и ее стиле.

В этой плоскости лежат различил стиля и метода. После­дний включает особенности композиторского подхода к жиз­ни, способы отбора впечатле­ний, пути их переплавки в музы­ку, оценку отображаемой и преобразуемой действительности, опору на определенное мировоззрение, эстетику, на оп­реде­ленные способы организации творческой работы. Они тоже влияют на стиль, являются его детерминантами.

Итак, можно сказать, что стиль – это почерк, т.е. отличи­тельные ха­рактерные черты, проявляющиеся в самом тексте произведения, в его ор­ганизации, в отборе средств музыкально­го языка. Метод предполагает от­бор отображаемых явлений действительности, стиль – отбор музыкальных средств и толь­ко через их совокупность, трактовку и организацию испы­тыва­ет влияние метода и всех особенностей деятельности.

Опираясь на такое представление о музыкальном стиле, интересно вы­явить различные формы его проявлений, уже не связанные с сочинением произведений и с их зафиксиро­ванными нотными текстами.

К таким формам можно отнести, в частности, музыкаль­но-исполни­тельский стиль. Он, как и авторский стиль, пред­стает для слушателя непо­средственно в звучании, в орга­низации звуковых исполнительских средств – в агогике, динамике, звуковысотной интонации, в туше, звуковедении,

23

артикуляционных особенностях и фразировке. И конечно же, исполни­тельскому стилю соответствует исполнительский художественный метод, изучение которого также представля­ет большой интерес для теории и практики исполнительско­го музыкального творчества.

К музыкальным стилям можно отнести, несомненно, также и от­личительные свойства редакций – совокуп­ность устойчивых харак­терных признаков, обнаружива­ющихся в музыкальных текстах, отредак­тированных одним и тем же музыкантом-редактором. Впрочем, мера про­явления редакторской инициативы может быть очень разной, и здесь вы­страивается целая гамма вариантов, идущая от творческой транскрипции (например, в листовских произведениях), твор­ческой доработки, образцы которой мы находим в деятельно­сти Н.А. Римского-Корсакова, до строгой академической ре­дакции, в которой редакторский почерк представляет собой максимально возможное невмешательство в авторский текст.

К редакторскому стилю примыкают и стили звукорежис­сера, тонмей­стера звукозаписи. Они тоже непосредственно проявляются в особенно­стях «звукового тела» музыкально­го произведения. Важно для теории стиля в музыке рассмот­рение и такой формы его проявления, как стиль импровиза­ции, не складывающейся в законченное зафиксированное про­изведение. Все это, впрочем, представляет задачу буду­щих развернутых исследований музыкального стиля.

Третий момент, отраженный в дефиниции стиля, – это ука­зание на со­вокупное множество свойств, позволяющих распоз­нать стиль. Точное по­нимание словосочетания совокупность свойств важно для верного пред­ставления о стиле. Свойства, образующие феномен музыкального стиля: мелодические, рит­мические, композиционные и прочие, позволяющие уз­навать манеру барокко или классицизма, Баха или Генделя, Моцарта или Бетховена, Прокофьева или Шостаковича, Гилельса или Рихтера, Шаля­пина или Карузо, – все эти свойства «являют­ся» музыкальному слуху, чув­ству и сознанию не как сумма изо­лированных черт, а как нечто собранное воедино, как некото­рое совокупное качество музыки.

Подчеркнем далее, что под совокупностью свойств и средств име­ется в виду полный охват стилем всех без исключения сторон музы­кально-звукового текста. Это ис­ключительно важный нюанс определе­ния.

Стиль действительно объемлет все свойства звучащей му­зыки. На пер­вый взгляд это утверждение может показаться

24

спорным. Ведь даже в музыке самой определенной по своему стилю, са­мой яркой, сразу и безусловно узнаваемой как при­надлежащая перу та­кого-то мастера, – даже в такой музыке наряду с оригинальными всегда находятся средства, приемы, обороты вполне традиционные, общие, не вызывающие ассо­циаций с почерком конкретного композитора и, казалось бы, в стилевом отношении абсолютно нейтральные.

Да, такие нейтральные средства, приемы, обороты, конеч­но, включа­ются в музыку определенных конкретных стилей. Даже в музыке самого яркого стиля всегда есть средства, при­емы, обороты, не способные репре­зентировать стиль. Но они нейтральны лишь в абстракции, лишь в изоли­рованном виде, в теоретическом анализе. В реальном же восприятии эти эле­менты перестают быть внестилевыми. Они окрашиваются стилем це­лого, несут на себе отсвет стилевого целого. Не бу­дучи моцартовскими, бетховенскими или шопеновскими, они звучат как естественно, исконно моцартовские, или как не­мыслимые вне бетховенского стиля, или как не­сомненно при­надлежащие стилю Шопена.

В приведенных далее музыкальных примерах из финала бетховенской фортепианной сонаты до-диез минор (ор. 27 № 2) и Фантазии-экспромта Шопена мы видим буквальное совпа­дение мелодических рисунков нисхо­дящего пассажа. Но в од­ном случае он слышится как бетховенский, а в другом – как романтический шопеновский:

25

Мелодический оборот из песни Т.Н. Хренникова «Как со­ловей о розе» абсолютно сходен с первой фразой темы в вариа­циях Н. Паганини на ме­лодию из оперы «Моисей» («Вариа­ции на струне Соль...»), и тем не менее – это весьма различные по стилю отрывки:

Разительный пример – почти буквальное сходство мело­дии одной из популярных в 60-е гг. песен А. Островского («А у нас во дворе») с фигура­цией аккомпанемента (!) из шу­мановской пьесы:

Таких примеров можно привести много, и они подтвержда­ют примени­тельно к стилю одно общее свойство системной организации – способ­ность подчинять нейтральные сами по себе элементы индивидуальному стилю. Одно и то же звуко­вое образование в контексте разных стилей об­ретает всякий раз новый характер, даже если оно сугубо нейтрально в рам­ках данной культуры, как, например, мажорное трезвучие, аккомпане­ментная фигура бас – аккорд, хроматическая гам­ма. «Разница, пишет ли хроматические гаммы Бетховен или Герц»1, – остроумно заметил шума­новский Флорестан, и в этом выражении суть закона единства стиля и еще более широкого закона целостной системной организации.

Отсюда видно, почему нельзя отождествлять стилевые свой­ства со средствами и особенно с конкретными звуковыми об­разованиями.

С психологической точки зрения здесь можно говорить о ге­нерализа­ции – перенесении характерологического стилевого качества с ярких в стилевом отношении деталей на нейтраль­ные элементы и на всё художест­венное целое. В соответствии с этим законом в каждой части светится це­лое. Перед психоло­гами здесь встает интересная задача – исследовать ме­ханизмы стилевой генерализации. Здесь же мы констатируем главное – в совокупность музыкальных свойств, образующих феномен сти­ля, входят как нейтральные, так и характерные свойства, одна­ко все они подчинены общему стилевому качеству.

Наиболее яркие в стилевом отношении средства и осо­бенности му­зыки являются отличительными и могут быть отнесены к характер­ным признакам стиля. Они в основном и обеспечивают эффект стилевой определеннос­ти, делают нейтральные средства принадлежащими данно­му конкретному стилю. Они и выступают как опора для уз-

1 Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М., 1956. С. 275.

27

навания стиля, почерка композитора, импровизатора, испол­нителя.

Из различных средств и элементов музыки наиболее пригод­ными в ка­честве стилевых признаков оказываются те, которые в наибольшей мере связаны с характеристической стороной зву­чания. Это прежде всего фак­тура, ритм и мелодико-тематическая организация. Разумеется, не сущест­вует вечного закрепле­ния средств за стилеопределяющими и нейтраль­ными. Так, при всей нерасположенности гармонии к функции стилевого обна­ружения, в XX в. именно на нее композиторы стараются возло­жить задачу стилевой индивидуализации.

Ладовые и гармонические средства начинают становить­ся характер­ными для стиля уже в музыке композиторов-ро­мантиков. Приведем не­сколько примеров.

Так, для мелодической и ладогармонической организации в творчестве Э. Грига весьма характерно использование свой­ственного скандинавским народным мелодиям движения вводного тона (VII ступени) мелодического и гармоническо­го минора не в тонику, а на терцию вниз – в V ступень. Имен­но с этого оборота начинается эффектная, блестящая каден­ция со­листа, открывающая фортепианный концерт Грига:

Ходом вводного тона в V ступень завершается первое по­строение в знаменитой песне Сольвейг из музыки к драме «Пер Гюнт»:

Использует Григ и особый вариант этого нисходящего хо­да, представ­ляющий собой движение вниз через повышен­ную VI ступень минорного звукоряда. Простейший образец такого рода содержится в вальсе из пер­вой тетради Лиричес­ких пьес (ор. 12 № 2).

Более пространно, на протяжении восьми тактов, развер­тывается этот нисходящий оборот в начальной мелодии Валь­са-экспромта (ор. 47 № 1).

Другим характерным стилевым признаком, также связан­ным с фольк­лорными скандинавскими традициями, являет­ся в гармонии Грига исполь­зование мажорной дорийской суб­доминанты.

Рахманиновской гармонией многие исследователи назы­вают аккорд, образованный в миноре тонами IV, VI, повы­шенной VII и III ступеней, при условии разрешения его в тонику в мелодическом положении терции, как это вы­полнено в гармонизации первой вокальной фразы романса «О, не грусти!»:

Следует заметить, что такого рода признаки в общей сово­купности средств оказываются вовсе не преобладающими в численном отношении. Тем не менее именно они оказыва­ются опорными для узнавания, хотя вне комплекса и они перестают выступать как живые проявления стилевой ин­ди­видуальности.

Отнесение их к стилевым признакам зависит, конечно, и от слуховой деятельности воспринимающего музыку че­ловека, от его перцептивной установки. Если слушатель не ставит себе (хотя бы подсознательно) за­дачи отнесения му­зыки к тому или иному знакомому для него стилю, то отли­чительные свойства и не становятся для него признаками стиля. Они функционируют лишь как средства музыкаль­ного языка и музыкальной формы в данном произведении. Но возможно ли подобное? Возможно ли, чтобы слушатель не ставил себе задачи выяснения стилевой принадлежно­сти музыки, не обращал на это никакого внимания? Да, это воз­можно. Стилистическое неведение, стилистическая глухота является нормой в тех пластах музыкальной культуры, ко­торые не знают стилевого разнообразия. Так, в рамках куль­турно замкнутой малой общности людей (обычно в ис­кусст­ве малых народностей) может и не возникать индивидуально непо­вторимых стилей, а следовательно, не формируется и по­требность в узна­вании стилевой принадлежности. Но такое возможно лишь в виде тенден­ции, ибо даже в условиях пол­ной географической изоляции индивидуаль­ная деятельность членов социума выступает предпосылкой индивидуализа­ции творчества.

В заключение отметим, что определение специфики прояв­ления стиля в музыке (по сравнению с другими видами искус­ства), по-видимому, должно составить особую область иссле­дований. Несомненным, однако, является то, что стиль не принадлежит к категориям, позволяющим отгра­ничивать раз­ные виды искусства друг от друга. Напротив, рассмотренные здесь моменты, хотя и связывались преимущественно с музы­кой, с ее со­чинением, исполнением и восприятием, все же мо­гут быть отнесены и к другим видам искусства – к литерату­ре, архитектуре, живописи. Только одна особенность музыки, а именно ее лирическая природа, ее дар непо­средственно за­печатлевать психическое состояние человека, авторское Я, – способствует большей, чем в других видах искусства, значи­мости автор­ского стиля, коль скоро он представляет собой от­ражение личностного начала музыканта.

30