logo

Задание 5

Что такое вальс (полонез, частушка...)?

Подготовка краткого устного рассказа о каком-либо му­зыкальном жанре для группового занятия-семинара. Могут быть предложены следующие темы:

• Жанр колыбельной в вокальной и инструментальной му­зыке русских композиторов.

• От менуэта к скерцо.

• Мазурка и полонез.

• Колокола в русской и западноевропейской музыке.

• Лендлер и вальс.

• Танцы старинной сюиты.

Задание 6

Речевое начало в романсах

Охарактеризовать проявления речевого начала (речитации, декламационности, повествовательности) в романсах из ка­кого-либо рекомендованного ниже сборника.

• Романсы M И. Глинки на стихи A.C. Пушкина.

• Романсы П.И. Чайковского.

• Романсы С.В. Рахманинова.

• Романсы С.И. Танеева.

• Любой другой сборник по выбору и рекомендациям педа­гога, ведущего занятия.

Задание 7

Моторика как общая жанровая характеристика

Охарактеризовать проявления моторики как жанрового начала в инструментальной музыке, например, в следующих произведениях:

• Ноктюрны Ф. Шопена.

• «Мимолетности» С.С. Прокофьева.

• Прелюдии для фортепиано Д.Д. Шостаковича.

241

Задание 8

Стилистика инструментальной миниатюры

Проанализировать пьесу Э. Грига, ор. 71 № l «Es war einmal» (первая из последней тетради «Лирических пьес») как пример опоры на «память жанра». Охарактеризовать инструменталь­ные, вокальные, повествовательные ассоциации, последова­тельно вызываемые музыкой в процессе ее развертывания. Обратить внимание на имитацию народных норвежских ин­струментов и на роль тонального плана пьесы. (См. диаграм­му распределения тональностей в музыке Грига в конце При­ложения).

Задание 9

Стилистика вариаций

Охарактеризовать стилистические наклонения темы и каж­дой вариации в следующих произведениях:

• Л. Бетховен. Первая часть фортепианной сонаты ор. 26 (№ 12).

• А.Н. Скрябин. Медленная часть из концерта для форте­пиано с оркестром.

• По выбору и рекомендации педагога, ведущего занятия.

Задание 10

Историческая и жанровая стилистика оперы

Портретная, историческая и жанровая стилистика в опе­ре П.И. Чайковского «Пиковая дама», или в опере Р. Штра­уса «Каприччио», или в любой другой опере по выбору веду­щего занятия педагога.

242

ДИАГРАММЫ

Диаграмма 1

Частота использования титульных тональностей в произведениях Ф. Шопена1

Всего рассмотрено 184 произведения (в диаграмму не вош­ли данные о фортепианных концертах и вокальных произведе­ниях). В некоторых их них тональность меняется с мажорной на минорную и наоборот. Соответственно число титульных то­нальностей увеличено (186).

Преобладающей тональностью оказывается ля-бемоль ма­жор (четверть из числа всех мажорных пьес).

1 Статистика тональностей составлена по сборникам произведений Ф. Шопена, изданным в Польше под редакцией И. Падеревского.

243