Задание 3 Тональность и стиль
Частота обращения к той или иной тональности в качестве основной (титульной) тональности произведения является одним из стилевых признаков, обнаруживающихся лишь при сравнительной количественной характеристике всех мажорных и минорных тональностей у данного композитора. Такую характеристику можно получить, составив наглядную диаграмму в виде «полигона распределения частот». В качестве материала задания могут быть выбраны следующие сборники:
1. Ф. Мендельсон. Песни без слов.
2. Э.Григ. Лирические пьесы (ор. 12, 38, 43, 47, 54, 57, 62,65,68, 71).
3. По рекомендации педагога, ведущего занятия.
233
Методические рекомендации
Диаграмма распределения тональностей может быть построена, например, в виде горизонтальной оси двенадцати мажорных тональностей (в верхней части графика) и одноименных минорных тональностей (в нижней части).
с
| Des
| D
| Es
| E
| F
| Ges
| G
| As
| A
| B
| H
|
с
| eis
| d
| es/dis
| e
| f
| fis
| g
| gis
| a
| b
| h
|
Над этой координатной осью (для мажорных произведений) и под нею (для минорных) можно в виде столбиков вписывать подряд номера пьес в соответствии с их основной тональностью. Если пьеса начинается в одной тональности, а кончается в другой, она может быть зафиксирована в двух местах графика.
Дополнительным заданием тут может служить характеристика наиболее часто встречающейся тональности по ее жанровым и образным качествам.
Примеры частотных диаграмм тональностей приводятся в конце Приложения.
- Учебное пособие для вузов
- Учебное издание Назайкинский Евгений Владимирович стиль и жанр в музыке
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, 2. Содержание
- Предисловие
- Часть первая введение в теорию музыкального стиля термин. Понятие. Трактовки
- Дефиниция
- Функции стиля
- Детерминанты музыкальных стилей
- Субъективные факторы стиля
- Проблемы типологии стилей
- Авторский стиль
- Национальный стиль
- Исторический стиль
- Методы характеристики и атрибуции стиля
- Сравнительная стилевая характеристика
- Метод слуховой экспертизы
- Статистические методы
- Заключение
- Жанр в музыке
- О некоторых системах жанровой классификации
- Термин и понятие
- Функции жанра
- Память жанра
- Жанр и имя
- Жанр как обобщение
- Типология музыкальных жанров Общие принципы и критерии типологии
- Три исторические формы бытия музыки Синкретическая форма
- Жанр как эстетический феномен
- Виртуальные жанры
- Заключение
- Стилистика музыкального произведения о терминологии
- Жанровая стилистика
- Жанровые начала и прототипы
- Речевое начало в музыке
- Моторика как жанровое начало
- Кантиленность
- Сигнальность и звукоизобразительность
- Повествовательная стилистика
- Нация, эпоха, личность в зеркале стилистики
- Национальная стилистика
- Историческая стилистика
- Персона и персонаж
- Связь стилистики с особенностями музыкальной формы
- Заключение
- Приложение задания
- Задание 1 Слуховая экспертиза стилей
- Задание 2 Сравнительная стилевая характеристика
- Задание 3 Тональность и стиль
- Задание 4 Жанр и имя
- Первая систематизация
- Вторая систематизация
- Окончательная систематизация
- Задание 5
- Диаграмма 2 Частота использования титульных тональностей в произведениях э. Грига1
- Диаграмма 3 Частота использования титульных тональностей в произведениях а.Н. Скрябина
- Литература Литература о стилях
- Литература о жанрах
- Литература о стилистике