Заключение
Итак, мы рассмотрели музыковедческие представления о жанрах, сложившиеся в систему классификационных критериев и в общую теорию исторически формирующихся и меняющихся матриц, канонов, соединяющих в себе функцию, структуру и смысл. Затронули важное понятие памяти жанра и ее действие во вторичных отражениях, делающих жанр семантической категорией.
Была предложена дополняющая уже существующие классификации историческая типология форм бытия европейских музыкальных жанров. Пробным камнем для выявления специфики этих форм послужило отношение их к техническому прогрессу.
Можно, впрочем, определить развитие техники и понятием инструментализации. Тогда описание историко-эволюционной логики выглядело бы следующим образом.
То удивительное, что мы называем греческим словом музыка, прибавляя к нему иногда определения «чистая», «абсолютная», на первых этапах было ни во времени, ни в пространстве, ни в структуре деятельности не отделено от человека творящего, интонирующего и слушающего, хотя функционально эта триада ипостасей уже существовала не только как потенция и синкретическое единство, но и как структура коммуникационного процесса.
Вычленение звеньев этого механизма, образование технических, инструментальных заменителей отдельных его частей совершалось постепенно, начиная от полной слитности и естественной целостности всего комплекса и кончая полным его распадом как реальной системы – превращением ее в некое виртуальное целое, осмысливаемое как воображаемое прошлое золотого века музыки.
В этом плавном процессе мы условно выделили три стадии, для каждой из которых характерна была своя коммуникативная форма бытия музыки.
На первой стадии совершалась инструментализация голоса. Первоначально, как говорит Рауль Юссон, связки служили только важным в физиологическом отношении нуждам – запирали дыхание, что необходимо при глотании пищи и для стабилизации опорного аппарата передних конечностей. Однако даже непроизвольно возникавшие в гортани под напором воздуха из легких звуки знаменовали по-
135
явление инструмента звукослуховой коммуникации и звуковой речи, выступили основой для становления языка общения. Голос оказался как бы попутно найденным средством общения и, что очень важно для нас, средством интонационного обнаружения внутренних состояний.
Как инструмент речи он постепенно превращался и в инструмент искусственного «игрового» («игривого») интонирования, осваивал протяжные звуки, предвосхищавшие в далеком будущем чистые тоны, элементы чистой музыки. При этом устанавливалось функциональное подобие голоса и внешних, принадлежащих природе источников звука. Последние шаг за шагом «приручались» человеком, затем специально изготавливались и становились уже искусственными музыкальными инструментами, как повторяющими, имитирующими голос, так и сохраняющими свою жесткую, в отличие от голоса, стабильную структуру.
Замещение естественного искусственным охватывало не только звуковоспроизведение, но и то материальное поле, в котором развертывается акустический процесс. Пещера, ущелье, поляна, хижина сменялись специально созданными пространствами, вплоть до совершенного в техническом оснащении современного оперного или концертного зала с запланированной акустикой – тоже в широком смысле инструментами, атрибутами общения.
Неизменными до поры до времени оставались среда и субстанция распространения звуковых волн – атмосфера, воздух, что характерно было и для первой, и для второй стадии. И вот на последней стадии к этой естественной среде добавляется искусственная – электронная среда, которую мы называем все-таки (как и музыку, и атмосферу) греческим же словом эфир. Впрочем, это не только электрические и магнитные поля, но также и более примитивные, чисто механические или оптические, застывающие в пространстве, уходящие от временного течения, механические, или магнитные, или оптические фиксации музыки в звукозаписи на самых разных носителях.
В сплошном неразрывном ранее континууме распространения звуков появляются участки, где среда-субстанция меняется. И эти разрывы звуковолнового процесса определяются опять-таки греческим словом шизофония.
Так постепенная инструментализация музыкального коммуникативного процесса ступень за ступенью охватывает все онтологические компоненты бытия – осуществления музыки, кроме одного – самого человеческого Я, которое, пусть
136
даже в виртуальном плане, сохраняет все же все три ипостаси: порождающего, творящего сознания, чутко воспринимающего интонационные послания, активно осуществляющего, контролирующего, моделирующего процесс акустической реализации музыки. Пока еще изобретательный ум инженера не заменил человеческого слуха и, минуя ухо, не подвел музыку вплотную к внимающей ей душе, ибо если всесильный инженер в третьем тысячелетии установит, где находится эта чуткая к музыке душа, он не преминет присоединить провод новейшей конструкции прямо к ее чувствующему центру. Все остальное оказалось подвластным техническому прогрессу, с которым, кстати, нетрудно связать и становление духовного детища человека – чистой музыки, своего рода музыкальной души, материализующейся в конкретных музыкальных организмах напевов, наигрышей, музыкальных произведений, и не существующей реально без них.
Анализ особенностей трех исторических форм бытия музыки приводит к мысли: традиционные определения жанра относятся преимущественно ко второй форме. Именно в условиях преподносимой музыки формируется эстетическое понимание жанра, вырабатываются разнообразные приемы художественного обращения с жанром и различными его сторонами. В рамках первой формы бытия категория жанра еще вообще не осознается носителями музыкальной культуры, а на этапе электроакустической реализации музыки, напротив, понятие и феномен жанра даже выхолащиваются, превращаются в намек, знак, реликт, утрачивающий едва ли не все свои коммуникативные и семантические свойства как свойства типизированные.
Меняется исторически и роль жанра как памяти.
В народной музыке, в музыке прикладного характера жанр выступает как канон, обеспечивающий воссоздание согласной с традициями ситуации. Иначе говоря, на первый план тут выходят коммуникативные функции. В преподносимой музыке, для которой особенности коммуникации оказываются в большой мере типизированными (концертный зал, оперная сцена), на первый план выходят функции семантические, так что для композитора жанр, являясь типовым проектом музыкальной формы, задает определенные нормы образности. В третьей форме бытия еще большее значение приобретают тектонические функции.
Итак, жанр как собственно художественная категория стал проявлять себя лишь в композиторском творчестве,
137
в деятельности профессионалов-музыкантов. Именно в связи с профессиональной музыкой и возникло понятие вторичных жанров. Вторичное бытие музыкальных жанров приобретает самые разные формы. Обобщение через жанр (Альшванг) – только один из примеров такого использования жанра. Кристаллизация обобщенных жанровых начал также результат профессиональной творческой практики.
В рамках второй формы бытия музыки рождаются, однако, и свои «первичные» жанры, в частности такие, как времена года, листки из альбома, багатели и т.п. Критерием разграничения их является уже не различие коммуникативных ситуаций, как в обиходной практике, – все они рассчитаны на типовые концертные формы преподнесения, – а обозначаемое именем семантическое ассоциативное поле. Огромное значение получает имя и в третьей форме бытия музыки. Способы работы с названием и другими элементами жанра многообразны.
Впрочем, рассмотрение конкретных приемов, принципов, индивидуальных вариантов обращения к художественным возможностям жанров, преимущественно в преподносимой музыке, – предмет следующей части книги.
Часть третья
- Учебное пособие для вузов
- Учебное издание Назайкинский Евгений Владимирович стиль и жанр в музыке
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, 2. Содержание
- Предисловие
- Часть первая введение в теорию музыкального стиля термин. Понятие. Трактовки
- Дефиниция
- Функции стиля
- Детерминанты музыкальных стилей
- Субъективные факторы стиля
- Проблемы типологии стилей
- Авторский стиль
- Национальный стиль
- Исторический стиль
- Методы характеристики и атрибуции стиля
- Сравнительная стилевая характеристика
- Метод слуховой экспертизы
- Статистические методы
- Заключение
- Жанр в музыке
- О некоторых системах жанровой классификации
- Термин и понятие
- Функции жанра
- Память жанра
- Жанр и имя
- Жанр как обобщение
- Типология музыкальных жанров Общие принципы и критерии типологии
- Три исторические формы бытия музыки Синкретическая форма
- Жанр как эстетический феномен
- Виртуальные жанры
- Заключение
- Стилистика музыкального произведения о терминологии
- Жанровая стилистика
- Жанровые начала и прототипы
- Речевое начало в музыке
- Моторика как жанровое начало
- Кантиленность
- Сигнальность и звукоизобразительность
- Повествовательная стилистика
- Нация, эпоха, личность в зеркале стилистики
- Национальная стилистика
- Историческая стилистика
- Персона и персонаж
- Связь стилистики с особенностями музыкальной формы
- Заключение
- Приложение задания
- Задание 1 Слуховая экспертиза стилей
- Задание 2 Сравнительная стилевая характеристика
- Задание 3 Тональность и стиль
- Задание 4 Жанр и имя
- Первая систематизация
- Вторая систематизация
- Окончательная систематизация
- Задание 5
- Диаграмма 2 Частота использования титульных тональностей в произведениях э. Грига1
- Диаграмма 3 Частота использования титульных тональностей в произведениях а.Н. Скрябина
- Литература Литература о стилях
- Литература о жанрах
- Литература о стилистике