logo search

Метод слуховой экспертизы

Возможно проведение эксперимента с распознаванием стиля не­скольких музыкальных произведений. Большие возможности для этого предоставляет практика педагогиче­ской работы, когда в распоряжении музыканта-преподава­теля оказывается группа учащихся, студентов, зани­мающих­ся музыкой. Стилевая экспертиза может дать очень много для по­нимания стилевой иерархии музыкальных произведе­ний, для выявления стилевого чутья начинающих музыкан­тов, даже для его развития в ходе учебного процесса.

Эксперимент со стилевой экспертизой построить нетруд­но. Необхо­димо подобрать в звукозаписи (и смонтировать на магнитной ленте или как-либо иначе) ряд музыкальных от­рывков небольшой протяженности. Количество их может быть небольшим – от трех до семи. Главное, чтобы они ох­ватывали достаточно большой стилевой диапазон и чтобы в них в полной мере выявлялись разные уровни стилей – жанровый, националь­ный, исторический, индивидуальный. В таком эксперименте ни в коем случае нельзя ставить зада­чу угадывания конкретного произведения. Не­обходимо на­стаивать на том, что основная задача слушателей, выступаю­щих в роли экспертов, – дать каждому из образцов стилевую характери­стику. В ней могут быть отмечены для каждого примера те стилевые черты, которые относятся хотя бы к ка­кому-либо одному уровню стилевой иерархии – к истори­ческой эпохе, к стране, в которой творил композитор, к жан­ру. Может быть, конечно, указан и композитор, причем экспертов целесообразно предупредить, что здесь вполне до­статочно будет отметить сходство со стилем того или иного автора («Похоже на Бетховена», ... «Напоминает венских классиков», «Возможно, это Рахманинов или Чай­ковский»).

Результаты такой экспертизы представляют интерес не только для пе­дагога-экспериментатора, но и для самих учас­тников работы. Но они должны быть систематизированы

1 Мазель Л А, Проблемы классической гармонии. М., 1972. С. 455–468.

74

и связаны с общими проблемами теории стиля, с функцией ориентирова­ния в музыкальной культуре и истории, с воз­можностью развития у участ­ников экспертизы навыков сти­левого восприятия и т.п. Развернутый ана­лиз такого рода приведен в Приложении (см. задание 1).