logo search

Заключение

Итак, сложившиеся к настоящему времени знания о раз­личных прояв­лениях стиля в музыкальном искусстве дают будущей теории стиля воз­можность опираться при научной разработке понятия «стиль» на вполне определенные пред­ставления о нем.

Стиль в музыке, как и в других видах искусства, есть про­явление характера творческой личности, создающей музы­ку или интерпрети­рующей ее. В музыкальном искусстве в си­лу его интонационной специ­фики стиль проявляется с особой непосредственностью и яркостью и в наибольшей мере отра­жает эмоциональные черты человека. Система стилей ха­рактеризуется в музыке множественностью и иерархич­но­стью. Индивидуальные стили взаимодействуют в ней не только друг с другом, но и со стилями более высоких рангов и более крупных объемов – с такими, как стиль школы, на-

78

правления, нации, исторической эпохи, культурного регио­на, социального слоя, жанра. В единичных музыкальных явлениях одновременно прояв­ляют себя стили разных уровней и типов. Но во всех случаях стилевое восприятие оказывается ориентированным прежде всего на личностное начало – на личность соборную, коллективно опосредован­ную или инди­видуальную, единичную. Обобщение, опосредование индивидуально-лич­ностного связаны с целым рядом историко-культурных факторов, таких, как язык, средства, каноны музыки, ее инструментарий и формы, условия бы­тования.

К проблемам стиля в большой мере относится и все то, что касается му­зыкальных жанров. Но в еще большей мере тео­рия стиля выявляет для му­зыканта, критика, педагога и ком­позитора свою практическую и познава­тельную ценность в том, что называют стилистикой произведения. Речь о ней пойдет в третьей части книги.

Часть вторая