logo search

Сравнительная стилевая характеристика

Она может осуществляться по принципу контрастных сопоставлений или сопоставлений по сходству. Такой при­ем давно выработан в музыко­ведческой практике, о чем го­ворят сопоставления типа Моцарт – Про­кофьев, Моцарт – Рафаэль, Вагнер – Мусоргский и т.п.

Как и в стилях других рангов, в исторических специфи­ка выступает особенно ярко при сравнениях и тогда на пер­вый план выступают черты резко контрастные, даже проти­воположные. Яркую характеристику такого рода полярности мы находим, например, в сравнении стилей барокко и ро­коко в романе Сомерсета Моэма «Подводя итоги». Писатель уподобляет их различия различиям поэзии и прозы: «По­эзия – это барокко. Барокко – трагичный, массивный, ми­стический стиль. Оно стихийно. Оно требует глубины и про­зрения. Мне кажется, что прозаики периода барокко – ав­торы Библии короля Иакова, сэр Томас Браун, Гленвиль – были заблудив­шимися поэтами. Проза – это рококо. Она требует не столько мощи, сколько вкуса, не столько вдох­новения, сколько стройности, не столько величия, сколько четкости»1.

1 Моэм С. Узорный покров // Моэм С. Романы. Рассказы. С. 211.

73

Интересное сравнение стилей, обнаруживающих себя в сфе­ре гармо­нии, осуществил на примере сопоставления музыки Вагнера и Мусорг­ского Л.А. Мазель в книге «Проблемы клас­сической гармонии»1.