logo search

Исторический стиль

Как известно, внимание к историческим стилям как спе­циальной об­ласти исследований возникло сравнительно не­давно – чуть менее века на­зад. За короткое время в искус­ствознании, в частности в музыкально-исто­рической науке, сформировалась целая совокупность понятий и теорий, опи­сывающих отдельные фазы развития искусства как каче­ственно опре­деленные этапы античности, Средневековья, Ренессанса, барокко, клас­сицизма, романтизма. Словарь тер­минов, встающих в один ряд с приве­денными (например, ма­ньеризм, рококо, сентиментализм, импрессионизм, экспрес-

57

сионизм, брюитизм и т.п.), постепенно увеличивался, воз­никали разнооб­разные, в том числе сильно расходящиеся, их трактовки. Книги и статьи о Возрождении, барокко, клас­сицизме и других исторических эпохах и ху­дожественных стилях ныне составляют значительную часть искусствовед­ческой литературы. Можно сказать, что только благодаря си­стеме этих понятий история искусства почувствовала себя ус­тановившейся, окрепшей дисциплиной, нашедшей достаточно определенную, устойчивую опору для выстраивания эволю­ционной картины искусства как исторического це­лого.

Основным содержанием исследований, посвященных ис­торическим этапам развития живописи, архитектуры, лите­ратуры, музыки, явилось раскрытие их специфических за­кономерностей, описание памятников, об­наружение ведущих принципов, на основе которых оказывается возмож­ным так или иначе объединить в рамках одного этапа художествен­ные яв­ления, принадлежащие разным странам и школам, разным жанрам и видам искусства. Такая задача, в частно­сти, решается в фундаментальной моно­графии Т.Н. Ливано­вой1. Большой интерес в этом плане представляют из­данные ранее сборники, созданные объединенными усилиями искус­ство­ведов, филологов, театроведов и музыковедов2. В после­дние годы появи­лись специальные работы, посвященные ба­рокко, классицизму, роман­тизму в музыке3.

Казалось бы, человек, интересующийся историей музы­кального искус­ства, обратившись к этим специальным ис­следованиям, должен получить если не исчерпывающее, то по крайней мере достаточно твердое и опреде­ленное представ­ление о том, что такое исторический стиль в музыке. Од­нако он сразу же столкнется с разными представлениями о самом фено­мене исторического стиля, с разными взглядами на это. В определениях стилей воедино сливаются теоретические представления о самом искус­стве и о философии, мироощу­щении, эстетике определенного времени, о специфически художественном выражении последних в материи искусст-

1 Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII–XVIII веков в ряду искусств. М., 1977

2 От эпохи Возрождения к двадцатому веку: Проблемы зарубежного искусства. М., 1963; Ренессанс, барокко, классицизм: Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV–XVII веков. М., 1966.

3 См., например: От барокко к классицизму. М., 1993; Лобанова М.Н. Западно­европей­ское музыкальное барокко. М., 1994; Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII–начала XIX веков. М., 1996.

58

ва, в произведениях, текстах, языке и о самой исторической эпохе в целом. Что такое, например, романтизм? Эстетика, особое качество искусства и культуры? Или сам наличный состав культуры, представленный творче­скими результата­ми? Подобного рода вопросы можно отнести и к класси­циз­му, маньеризму, экспрессионизму. Барокко выступает как искусство и как эстетика, как стиль и как эпоха. Последняя трактуется как поздний, насыщенный противоречиями этап Возрождения и как переход к класси­цизму, но, кроме того, и как самодовлеющая стадия в истории западноев­ропейско­го искусства. В то же время некоторые исследователи склон­ны видеть в барокко некий общеисторический феномен, воз­никающий в пере­ломные моменты, на рубеже, отделяющем одну сложившуюся ранее и дос­тигшую расцвета стилевую общность от другой, начинающей все более сильно и опреде­ленно заявлять о себе.

Многозначность терминов, выступающая помехой для точ­ных опреде­лений, отражает вместе с тем синкретичность ис­кусствоведческих пред­ставлений. А следовательно, и много­сторонность отражаемой в них реаль­ности. Каждый из таких углов зрения способен вместить в себя целое, но каждый раз в особой аранжировке. Выбор же ракурса диктуется, естест­вен­но, конкретными задачами того или иного исследования. По отноше­нию к музыке, на наш взгляд, наиболее целесообраз­ным и эффективным окажется собственно стилевой ракурс.

Это значит, что и в исторических стилях, как в стиле ав­торском, инди­видуальном, мы первостепенное внимание дол­жны уделить характери­стичности как качеству, позволяю­щему слушателю уверенно судить об их принадлежности конкретному времени. Иначе говоря, и исторический стиль может быть расценен как «почерк», как «индивидуальная манера», а не только как выражение эстетических установ­лений, исторически опреде­ленной системы художественных средств, предпочтительных идей и обра­зов.

Слушая симфонию П.И. Чайковского, наш современник вступает в диа­лог с композитором конца XIX в. как с живой художественной личностью, индивидуальность которой не­посредственно выражена в звучащей музыке. Естественный диалог связывает живых собеседников. И нисколько не от­рицая возможности диалогического общения человека с це­лой эпохой че­рез ее культуру и исторический стиль, мы все же настаиваем на приори­тете диалога равных, ибо только тогда понятие диалога перестает быть ме­тафорой.

59

И если историзм сознания и мировосприятия современно­го человека нацеливается на постоянный диалог с прошлым и удаленным, а диалог становится действенным и живым лишь тогда, когда он совершается на уровне личностном, ин­дивидуальном, то тут и возникает жизненно важная для куль­туры и искусства эстетико-теоретическая проблема соотнесе­ния категорий стиля и индивидуальности и соответственно – исторического стиля и стиля авторского, индивидуального.

Наибольшую сложность при понимании исторического стиля как родового отличительного качества приобрета­ет вопрос о генетиче­ской детерминанте. По отношению к стилю музыки того или иного ком­позитора он решается од­нозначно, ибо такой детерминантой является ин­дивидуаль­ность, личность. Именно она и отражается в музыке как не­по­средственно определяемый на слух почерк, манера, как походка или «по­ведение» в звуках и интонациях. Но вот по отношению к стилям других рангов – национальному, жан­ровому, историческому – проблема значи­тельно осложняет­ся. Стиль искусства той или иной эпохи в целом есть то же отличительное генетическое качество, быть может, даже бо­лее доступ­ное слуху. Но оно вряд ли может без всяких огово­рок связываться с лич­ностным началом. Проявляясь в твор­честве многих музыкантов, художни­ков, поэтов, оно как бы проступает сквозь индивидуальные решения. Зна­чит ли это, что исторический стиль объединяет все то, что выносится за скобки индивидуального, а следовательно, и не содержит лич­ностных де­терминант? Если так, то, оглядываясь на теорию общественного историче­ского сознания и, главное, на прин­цип диалогичности, мы должны отка­зать историческим сти­лям в непосредственности и силе воздействия, по крайней мере по сравнению со стилями индивидуальными, за кото­рыми сразу же угадывается персональное начало. Если же это не так, то как иначе? Каким образом в исторических стилях сохраняются все-таки воз­можности стилевой персонификации?

Ответ на этот вопрос можно искать в двух направлениях. В исследо­ваниях, принадлежащих одному из них, доминиру­ет внимание к «плану выражения» стиля, в относящихся ко второму – «план содержания». Пер­вая позиция ярко пред­ставлена в монографии С.С. Скребкова о художест­венных принципах музыкальных стилей. Историю чередования му­зыкаль­ных стилей автор описывает как смену принципов остинатности, перемен­ности и централизующего единства. Оп­ределение стиля, которое дает ав­тор, хорошо известно: «Стиль

60

в музыке, как и во всех других видах искусств, – это высший вид художе­ственного единства»1.

В основу положено не психологическое, личностное, не ми­ровоззрен­ческое или эстетическое, а художественное единство. Оно проявляет себя в типичном тематизме, в музыкальном языке и музыкальных формах. Все эти компоненты, согласно теории Скребкова, организуются на начальных ступенях раз­вития музыки принципом остинатности, в эпоху Возрожде­ния – принципом переменности и, наконец, начиная с ба­рокко – принципом централизующего единства. Детальный анализ реальной выраженности стилевого своеобразия в са­мой материи искусства является важнейшим достижением работы Скребкова. Действительно, стиль, никак не выражен­ный, не имеющий «плана выражения», не мог бы и существо­вать как стиль. Но не менее важно и то, что стоит за этим планом, каково содержа­ние стиля, каков, выражаясь фило­софским языком, его субъект.

Конкретно-искусствоведческие исследования не дают пря­мого ответа на вопрос о том, какое место занимает личност­ное начало в историческом стиле. Однако субъект стиля все же вырисовывается в них более или менее определенно. В кон­цепции С.С. Скребкова им по существу является какой-либо из трех художественных принципов. Но принцип – это не личность. Этот «субъект» соотносится с творческой личнос­тью как общее и абст­рактное с единичным и конкретным.

Аналогичный вывод вытекает и из других работ этого на­правления, на­пример из книги М.К. Михайлова «Стиль в музыке», где субъектом исто­рического стиля оказывает­ся развивающееся музыкальное мышление, по­нимаемое как социально-культурный феномен, абстрагированный от от­дельных его носителей – музыкантов разных профессий и слушателей.

С позиций понятия стилевого субъекта особенно заметно отличие трак­товки исторического стиля в работах второго типа, где исследователи за­няты в большей степени планом содержания. «Если понятие стиля будет сведено только к чис­то формальной категории, то у нас останется меньше осно­ваний применять его к различным видам искусства»2, – пишет Т.Н. Ливанова. Субъект стиля в таких работах ха-

1 Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. С. 10.

2 Ливанова Т.Н. На пути от Возрождения к Просвещению XVIII века // От эпохи Возро­ждения к двадцатому веку: Проблемы зарубежного искусства. С. 135.

61

рактеризуется с внутренней идеальной стороны – в виде обобщенных представлений об искусстве, его образности, по­этике, ремесле. В план со­держания стиля нередко включает­ся и описание реальной действительно­сти – мира, челове­ка, культуры.

Понятно, почему и в этом плане субъектом исторического стиля трудно представить отдельную личность. Характер, темперамент, психические свойства человека остаются бо­лее или менее одинаковыми в разные вре­мена, а потому и не могут служить отличительными стилевыми ориенти­рами эпохи. И все же какая-то «зацепка» здесь есть. Ведь вместе со време­нем меняется в целом духовный мир людей.

Правда, и мироощущение, и мировосприятие, и миропо­нимание в ис­следованиях исторических стилей также берут­ся в обобщенном виде, в отвлечении от конкретной лично­сти, как некая духовная атмосфера эпохи.

Универсальным в последнее время стало понятие «карти­ны мира». В качестве фундаментальных ее элементов иссле­дователи выделяют время, пространство, право, труд и т.п., справедливо полагая, что исторически складывающиеся и ме­няющиеся особенности их трактовки служат глу­бинной, во многом подсознательной основой социальной и индивидуаль­ной психологии, определяют характерные для эпохи уста­новки и взгляды на мир. Вряд ли можно сомневаться в том, что все это входило в содержа­ние исторического стиля ис­кусства, влияло на него.

Но вот вопрос: правомерно ли говорить о проявляющемся в искусстве характере исторической эпохи как о стиле, если этот характер обобщен, отвлечен от конкретного человека? Быть может, для обозначения этого характера более приго­ден какой-то другой термин?

Не случайно во многих работах исследователи избегают самого слова стиль и заменяют его словами эпоха, культу­ра, эстетика.

И все же на вопрос о правомерности обозначения истори­ческого свое­образия искусства термином стиль можно отве­тить положительно, имея, однако, в виду, что система прису­щих эпохе общих признаков, выявлен­ных путем отвлечения от индивидуального начала, воспринимается как стиль все-таки только вместе с ним. Личностное начало привносится в ис­торический стиль авторами – создателями музыки и ее исполнителями. Исторический стиль как бы присваивает себе каждый раз все то, что идет от личности композиторов и ис-

62

полнителей, и таким образом всякий раз индивидуализирует­ся, оставаясь обобщением.

Возможности персонификации исторического стиля связаны и с типическими образами человека эпохи. В самых разных исследованиях мы можем встретить выражения: «личность эпохи Ренессанса», «барочная личность» и т.п. На­пример, в качестве особенно ценимых эпохой Возрож­дения элементов отмечаются сила, динамизм, индивидуальность, свобода. О человеке XVII столетия Т.Н. Ливанова пишет: «Личность, с ее внутрен­ним, эмоциональным миром, вошла в искусство и заняла там место, какого никогда не занимала в музыке Возрождения. Это была личность послере­нессансного времени, теперь уже более чувствующая и мыслящая, чем действующая, и музыка воплощала по преимуществу ее эмоции, ее им­пульсы, но не ее свободную волю, не ее соб­ственные свершения»1.

Традиционным в исследованиях художественного творче­ства является взвешивание пропорций разума и эмоции, ха­рактеризующих личность творца в разные эпохи. Оценива­ется также соотношение действенного и пассивного, большое значение придается понятиям антропоцентричности, гума­низма, ценности своеобразия и т.п.

Заметим, что научное, искусствоведческое моделирова­ние типической личности является по существу запаздыва­ющим повторением художест­венной реконструкции, свя­занной с композиторскими опытами стилиза­ции. Примеры ее уходят глубоко в историю.

Конечно, не всегда даже старая легендарная тема служи­ла поводом для целенаправленной стилистической работы. Ш. Гуно, опираясь на гетев­ского «Фауста», создал оперу, ад­ресованную французским меломанам. Из оригинальной не­мецкой «драмы для чтения» была взята лишь театрально эф­фектная лирическая с «мефистофельскими» вкраплениями часть. Му­зыка же получилась в духе итальянизированной мелодрамы. А ведь преда­ние о Фаусте уходит в глубь веков и образ его служит одним из чутких нервов, передающих все новым поколениям и эпохам память о культуре прошлого.

Зато несколько иначе обстоит дело с другим опытом Гуно. Приписав вокальную строчку «Ave, Maria» к музыке И.С. Ба­ха, композитор не мог менять ни канонического словесного

1 Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII–XVIII веков в ряду ис­кусств. С. 11.

63

текста, ни баховского гармонического мелоса. Он лишь про­тер потемнев­шее инструментальное зеркало, и вот на фоне баховского прелюдирования проступили иконописные кон­туры мелодии Девы. В них ощутим почерк художника-рес­тавратора, но лик баховской эпохи сохранен.

Слово «лик» здесь лишь наполовину метафора. Именно оно, а не родст­венные ему «лицо», «облик» обладает тем важ­ным для нас оттенком зна­чения, который помогает понять существо исторического стиля. Лик – это облик, отшлифо­ванный общественным художественным сознанием, пре­вра­щенный в иконический знак, символ, идеальное обобщение. Лица мно­гочисленных мадонн и лики, воспроизводимые по канонам иконописи, об­разы и образа отличаются так, как отличается индивидуальный стиль ху­дожника и музыканта от стилей эпохи и национальной культуры в целом.

Итак, личностное начало в исторических стилях все­гда в той или иной мере типизировано. Теперь же обратим внимание на то, что и сама эта мера тоже является одним из отличительных признаков исторических стилей в развитии культуры и искусства.

Максимально непосредственное выражение авторской ин­дивидуально­сти, достигнутое в искусстве романтизма, лишь на первый взгляд затме­вает историко-стилевой слой в музы­ке. На самом же деле именно непо­средственность и оказы­вается общим признаком романтического стиля. Она про­является в условиях сложной жанровой стилистики или стили­стики персонажной, как в шумановских карнавалах. Ро­мантические музы­кальные персонажи обычно оказываются списанными с многоликой жизни не столько заинтересован­ным, но сторонним рисовальщиком, сколько ли­цами, вылеп­ленными из внутренней материи авторского Я, и являются, как Эвсебий и Флорестан, его метаморфами.

XX век доводит стилистическую композиторскую техни­ку до преодо­ления этой зависимости и позволяет конструи­ровать в звуках совсем чуж­дых автору героев. И здесь уже сама резкость стилистических переходов от портрета к порт­рету выступает как общий признак эпохи.

Напротив, классицизм, прочно стоящий на фундаменте антропоцен­тричности и намного по сравнению с Возрождением и барокко возвысив­ший роль личного и индивидуального, а вместе с тем и яркость компози­торского индивидуального стиля, в отношении стилистики все же уступает романтизму. В произведениях Гайдна, Моцарта, Бетховена авторский стиль

64

отнюдь не спрятан, но мера его открытости еще не доведена до демонст­рации «личной жизни». Композитор выступает как личность, действующая преимущественно в рамках обще­ственного этикета. И его музыкальные персонажи тоже обри­совываются и воспринимаются как видимые с при­личного рас­стояния, в обществе, на площади, на трибуне, в лесах и полях. Психологические откровения в интимных оперных эпизодах часто жан­рово опосредованы.

Мера типизированности поднимается едва ли не до макси­мума в твор­честве музыкантов Средневековья и Возрождения, для которых высшей похвалой являлось признание их знато­ками своего дела. Жанрово-риту­альная, цеховая, музыкаль­но-языковая регламентация едва ли не полно­стью вытесняет роль индивидуального в создаваемой музыке. Действую­щие лица, особенно оперные, и иные связанные с сюжетом дей­ствия или повествования герои подстраиваются к сложившей­ся в социальном созна­нии типологии. В таких случаях возни­кает целая система присущих исто­рическому стилю типов. Можно сказать, что каждая эпоха выражает себя в совокуп­ности типовых индивидуальностей – в системе, отвечающей структуре того общества, какое было характерно для эпохи. Всякий раз возникала своя галерея типов, одни из которых ставились в пример, другие – выступали как дополняющие. В ней должны были занять свои места иде­альные воины и му­жи, возлюбленные и младенцы, идеальные злодеи и мошен­ники, пастухи и пастушки, монархи и принцессы.

В музыке барокко роль типового начала еще более заост­рена, но по су­ществу уже переосмыслена. Персонажи берут­ся в отстраненном модусе как фигуры для творческой игры, в процессе которой могут быть подверг­нуты изобретатель­ной трансформации. В итоге типизированность субъ­ектного плана все-таки отступает, но не под натиском личностного, компо­зиторского стилевого своеобразия, а под воздействием другой силы – изо­бретательства и изобретательности, ума и остроумия, которые сродни ин­дивидуальности и свободе ее выражения, но опираются не на характероло­гические лич­ностные факторы, а на интеллект и интеллектуальную игру с традиционным материалом.

Мы видим, таким образом, что связь исторического стиля со стилем индивидуальным отнюдь не одномерна. Скорее это целая система связей, в которой свое место занимают есте­ственные прямые отражения авторского Я и стилистические опосредования, восходящие к культурной типологии людей

65

и сословий, титулов и профессий, и где, следовательно, ав­торская инициа­тива обнаруживает себя не только в неистре­бимой личной интонации, но и в работе с характерной для эпохи расстановкой типов.

Проблемы соотнесения индивидуальных стилей со сти­лями исто­рическими, региональными, жанровыми в це­лом получают следующее решение.

Во-первых, оно проходит через разработку понятия типи­ческого приме­нительно к стилю. Во всех стилях более широ­кого, чем личностный, ранга индивидуальное начало отобра­жается в форме типического, т.е. в форме, как раз весьма специфичной для искусства.

Во-вторых, решение проблемы предполагает еще и при­знание (а также скрупулезное доказательное исследование) того, что все сопутствующие проявлениям личностного на­чала факторы и условия (инструментарий, письменность, приобретенные в недрах школы нормативы и т.д.) так или иначе индивидуализируются, подчиняются единичному и ста­новятся осо­бенными.

Принимая многоуровневое понимание стиля, согласно ко­торому стиль есть качество, по которому в непосредственном акте художественного восприятия определяется генетичес­кая связь музыки с породившим ее ис­точником – источни­ком вообще, каким бы он ни был по рангу (народ, на­ция, личность, эпоха, группа, субъект и т.п.), мы должны одно­временно соотнести это понимание с главной для музыкаль­ного искусства катего­рией интонации как формы обнаруже­ния внутреннего, личностного, инди­видуального. Вот тут и выступает в качестве исключительно важного ком­понента теории идея типической личности.

В соответствии с ней можно утверждать, что за стилем лю­бого ранга в музыке всегда ощущается личностное начало и все дело лишь в том, какой тип личности оказывается ос­новой.

Наиболее непосредственное проявление личности как конкретного, единичного субъекта мы видим в музыкаль­но-исполнительском стиле. Композитор-романтик также за­являет о себе в своем творчестве самым непосредственным образом. Начиная с И.С. Баха и до современности, в музы­кальной культуре профессиональной европейской традиции господ­ствующей оказывается именно эта форма стиля – стиля непосредственно выражаемого и индивидуально-кон­кретного.

66

Если же спуститься в глубины истории и, двигаясь все дальше и дальше, оценивать то одни, то другие фигуры мас­теров, владевших музы­кальным ремеслом, вслушиваться в творения музыкантов-анонимов и, на­конец, воссоздавать музыку, не имеющую печати индивидуального автор­ства, то все более заметной будет становиться стилевая обобщенность, все сильнее будут заявлять о себе национальный стиль, стиль эпохи, жанро­вый стиль – стили, обладающие как бы надличностным характером.

И тем не менее стилевое восприятие современного челове­ка, сформи­ровавшееся на музыке последних столетий, будет отыскивать в музыке средних веков, Возрождения, в безыс­кусной народной музыке, дошедшей до нас, проявления че­ловеческой личности как личности индивидуальной, хотя и видимой через туманное стекло времени в весьма размы­тых, обоб­щенных контурах.

Стиль эпохи окажется здесь проявлением типической лич­ности этой эпохи (и, разумеется, социальной среды, слоя, сословия и т.п.). Типическая личность предстанет нам во всеоружии остроумия и глубокомыслия своей эпохи, с ее увлечениями, модами и предрассудками, в присущих вре­мени париках, костюмах, с буклями или с пышной штраусовской шевелюрой, со шпорами или шпагой и т.п.

И все же и шпоры, и шпаги, и костюмы, и остроумие эпо­хи сплавля­ются в единое индивидуально-стилевое целое, при­писываемое личности, ибо музыка как процесс интонирова­ния, т.е. выражения внутреннего со­стояния, внутреннего видения, сознания и переживания, является художе­ствен­ной индивидуализацией типического и возникающее тут це­лое не может быть разделено между двумя, тремя или более индивидуумами без утраты ее сокрытости, принадлежности к единому и внутреннему.

И если внеличное, принадлежащее культуре эпохи барок­ко, африкан­ской, джазовой, макомной культуре, культуре фламенко и т.п., все же ска­зывается в форме личностной аранжировки в конкретном акте музыкаль­ного творчества, в произведениях, наигрышах, напевах, то здесь нет ника­ких противоречий с предлагаемой XX в. концепцией стиля как выражения конкретного человека, ибо и сам-то феномен лич­ности возник как резуль­тат социализации биологического индивида, как продукт внедрения обще­человеческой куль­туры (в том или ином ее варианте и фрагменте) в tabula rasa становящегося всю жизнь личностью существа.

67

Безусловный интерес для теории стиля и практики сти­левого и стили­стического анализа музыки представляют со­бой разнообразные формы, в которых осуществляется опосредование личностного начала в стилях раз­ных рангов и объемов.

Так, жанровый музыкальный стиль опирается на образ типизирован­ного идеального музыканта-профессионала, при­том профессионала в узко жанровом смысле, например скрипача-хардингфелера в норвежских на­родных танцах, гита­риста фламенко, кларнетиста, воспитанного в тради­циях молдавского народного инструментализма и т.д. Ценнейший мате­риал для характеристики жанрового стиля в этом ра­курсе дают исследова­ния инструментальной музыки различ­ных национальных культур народов России, до сих пор в той или иной степени сохранивших элементы пер­вичного жан­рового синкрезиса в бытовой, прикладной музыке. Впрочем, та же жанровая форма опосредования индивидуальности дей­ствует, хотя и в меньшей степени, в сфере профессиональной музыки европейской ака­демической традиции. Именно на ней основано, например, разграничение вокалистов камер­ного и оперного типа.

Во всех этих случаях стилевая форма ориентирована на сложившееся в культуре идеальное представление о чертах личности музыканта, посвя­тившего себя тому или иному жанру. В музыке стиля вербункош слуша­тель ищет и нахо­дит характерные проявления облика венгерского музы­кан­та-цыгана, обладающего ярким темпераментом, внутренней «дикой» динамичностью и т.п. В произведении композито­ра-романтика мы слы­шим гениального импровизатора, от­давшегося на волю вдохновения и ве­дущей его таинственной интуиции. Исполнитель же (как и слушатель) отождествля­ет свое «лирическое Я» с этой гениальной и непосредствен­ной натурой. Именно такой образ запечатлен в одном из стихо­творений А.К. Толстого:

Он водил по струнам; упадали Волоса на безумные очи, Звуки скрыпки так дивно звучали, Разливаясь в безмолвии ночи...

В различных жанровых стилях в разной мере проявляет себя и само это внутреннее лирическое начало. В безыскус­ном пении – все от человека. А вот в безыскусном же инст-

68

рументальном наигрыше уже скрыт диалог живого и нежи­вого, природы и культуры. В специально придуманной, скон­струированной звуковысотной технике музыкального пись­ма от человека идет уже только одна интеллек­туальная инициатива. Продукт же ее – строгие системы пропорций, струк­туры – выступает скорее как модель природы, всеоб­щих законов логики и математики, а потому способен засло­нять собою живое лицо творца. Здесь возникает еще одна сти­левая проблема – проблема заслонки, маски, щита, одна из наиболее важных в стилевом анализе.

В XX столетии стиль часто подменяется стилистикой, за которой под­час уже не видно живого лица самого музыкан­та. Отрицание отрицания? Возвращение к доиндивидуальным культурам древности и Средневековья? Конечно, нет. Хотя черты общности несомненны. Ведь потому и возможно здесь обращение к метафоре, к образам масок, забрал и щи­тов. Греческая маска, принятая в качестве символа-эмбле­мы театрального искусства, сродни современным техникам, маскирующим, однако, не только индиви­дуальный дар, но иногда и бездарность. А вместе с тем маска XX в. стала уже чем-то более утонченным, бесплотным, ушедшим в глубины «мысли­тельной» материи музыки. Не маска на лице, а лицо, застывшее до непод­вижной маски в тщательно продуманной гримасе, – вот образ стилевой вторичности, более близкий нашему времени. И тем более интересны и сильны проявле­ния живого бунта музыки как интонационного искусства, требующего стилевой непосредственности, личностной, а не сконструиро­ванной логически индивидуальности, – прояв­ления, все более и более дающие о себе знать в различных музыкальных жанрах и течениях XX в.

Итак, и в теоретических, и в исторических работах, по­священных изу­чению исторических этапов развития искус­ства и стилей, как бы попутно затрагивается и личность, при­том с самых разных сторон – как индивиду­альность героя художественного произведения, как личность отдельного вы­дающегося мастера, наконец, как некий обобщенный, но ха­рактерный лик эпохи.

И вот именно последний особенно важен как форма, в ко­торой совре­менное историческое сознание может представить себе исторический стиль с наибольшей адекватностью, непо­средственностью и живостью, если к ее образности и харак­теру присоединяются музыкально выражен­ные конкретизи­рующие индивидуально-личностные факторы.

69

История музыкальной культуры – творчества, восприя­тия, исполнения, форм бытия музыки и ее функций в жизни – как последовательная смена музыкальных исторических стилей с эффектами их переходов и наслое­ний, взаимодей­ствий и контрастов, иначе говоря, как история музыкаль­ных стилей, и сама подчинена особой стилевой историчес­кой логике.

Общий ее абрис весьма интересен. Стиль как осознавае­мый музыкаль­ной культурой феномен развивается по пути все большего дифференциро­вания и сжатия видов и разно­видностей. Первыми формами осознания явились историчес­кие стили (Возрождение), национальные стили, жанро­вые стили и только затем – авторские индивидуальные стили. В последние же два столетия, особенно в XX в., развертыва­ется уже игра с историче­скими накоплениями. Стили погру­жаются в ткань художественного произ­ведения на правах его внутренних составляющих. В XX в. возникают мно­гочислен­ные модификации – неоклассицизм, неоромантизм и т.п.

Наряду с национальным и историческим стилями в отече­ственной му­зыковедческой литературе все чаще фигурирует также жанровый стиль. Это понятие будет специально рас­сматриваться в следующем разделе книги, посвященном музыкальным жанрам. Здесь же отметим только, что со­отношения названных трех типов стиля – национально­го, исторического и жанрового – нельзя однозначно харак­теризовать ни понятиями рядопо­ложности и координации, ни понятиями иерархии и субординации. Ибо в них слож­нейшим образом переплетаются и те, и другие, что было вид­но отчасти уже из предшествующего рассмотрения нацио­нального и истори­ческого стилей.

В самом деле, ведь свойственные каждому жанру осо­бенности му­зыки одновременно служат воплощению и на­ционального стиля, и стиля исторической эпохи. В рам­ках почти каждого жанра-долгожителя, если прослеживать внимательно историю его развития, можно, пусть в ог­рани­ченном объеме, выявить и смены исторических стилей. Вме­сте с тем многие жанры, как это будет показано в следую­щем разделе, получают права гражданства в нескольких национальных культурах. И хотя жанро­вый стиль кажется по своему объему уступающим и национальному, и ис­тори­ческому стилям, все же считать его находящимся на более низкой ступени иерархии можно лишь с приведенными здесь оговорками.

70