logo search

Субъективные факторы стиля

Итак, стиль представляет собой такую объективно-субъектив­ную систему свойств, в строении которой важны как составные эле­менты объективного порядка, так и элемен­ты собственно идеальные, индивиду­альные, принадлежащие сознанию музыканта и слушателя.

К стилю, следовательно, можно подходить с разных сто­рон. И то­гда меняется предмет, меняется понятие, его оп­ределения и теория. Авторский стиль с позиции слушате­ля, читателя, наблюдателя есть обнаружение внутренних особенностей человека как творческой лич­ности во вне-

38

шних музыкально-звуковых свойствах созданного им про­изведения.

Но стиль можно представить и с прямо противоположной позиции – с позиции самой творческой личности, стремя­щейся выразить себя в своих творениях и действиях, и осоз­нающей своеобразие выражения как свой стиль, но в иных случаях и не задумывающейся над этими особенностями, не регулирующей их, не заботящейся о собственном стиле, коль скоро он все равно сам собой естественно образуется как след­ствие неповторимости человеческого Я.

Остановимся сначала на тех субъективных психологичес­ких пред­по­сылках, которые относятся к восприятию музы­ки, к слушателям. Здесь важны такие моменты, как распоз­навание стиля, стилевая на­стройка, чув­ство стиля, стилевая апперцепция.

Психическое начало проявляется уже в принципе генерали­зации, о ко­тором говорилось в самом начале раздела в связи с феноменом объ­едине­ния всех свойств стиля и всех средств его выражения вокруг ха­рактерных для стиля признаков и средств. Целостность, органичность стилевого ха­рактера обеспечива­ется здесь особого рода настройкой восприятия на ав­торскую интонацию, сохраняющую индивидуальный характер на про­тя­жении всего произведения. Роль такой стилевой на­стройки трудно пере­оценить. И до тех пор, пока она не сформирова­лась, музыка оказывается для слушателя лишенной очень важного своего компонента.

Стилевая настройка важнейший компонент деятельно­сти музы­канта-исполнителя и самого композитора перед нача­лом работы над пье­сой. Достаточно было посмотреть на С. Рих­тера перед тем, как он соби­рался «наброситься» на первые звуки «Сарказмов» С.С. Прокофьева или на начало шопеновского скерцо, какова его мимика, его жесты, его поза, когда он игра­ет тему «Прогулки» из «Картинок с выставки» М.П. Мусорг­с­кого или «Гнома» оттуда же. В каждом случае в позе и жестах отражался образ музыкального персонажа – пианист настра­ивался на тот или иной жанровый или персонажный стиль.

Когда М.И. Глинка пишет об одной из сцен оперы «Жизнь за царя»: «Всю эту сцену, прежде чем я начал писать, я часто с чувством читал вслух и так живо переносился в положение моего героя, что волосы у меня становились дыбом и мороз подирал по коже»1, – то он имеет в виду как раз возникнове-

1 Глинка М.И. Литературное наследие. Т. I. M.; Л., 1952. С. 162.

39

ние той особой настройки психики, которая способствует и со­путствует сочинению. Очень ярко характеризует роль пси­хической стилевой на­стройки в процессе создания музыки М.П. Мусоргский. В период работы над оркестровой фантази­ей «Ночь на Лысой горе» композитор пишет Н.А. Римскому-Корсакову по поводу книги Хотинского «Чародейство»: «Из этого описания я настроился складом шабаша»1. В другом письме Рим­скому-Корсакову в ответ на его пожелания изме­нить кое-что в сочинении композитор еще раз говорит о роли этой настройки: «Каждый автор пом­нит настроение, при ко­тором сложилось его произведение и выполнилось, и это чув­ство или воспоминание былого настроения много поддержи­вает его личный критериум»2.

Чувство стиля, стилевое чутье слушателей и музыкан­тов опирается на богатейший жизненный опыт, связанный с памятью на лица, с узнаванием человека по голосу и по­ходке. Конечно, распознавание индивидуальности, облачен­ной в специфические музыкальные одежды, становится уже не столь простым делом. И все же опытному слушателю в большинстве слу­чаев оказывается вполне доступным оп­ределение стиля незнакомой ему до прослушивания пье­сы. Чутье стиля подчас поразительно и феноменально. По неуловимым, не формулируемым признакам вдруг нечто оказывается воспринятым по интуиции. И для этого ока­зывается достаточно иногда всего нескольких тактов, если, конечно, стилевая характерность автора достаточно ярка. И тут действительно обстоит дело почти так же, как и при зрительном восприятии, когда из тысячи лиц одно момен­тально узна­ется как знакомое, даже если запомнилось оно случайно при мимолетной и очень давней встрече. Это по­добие говорит о многом, и прежде всего о роли личностного начала в стиле.

Сказанное вовсе не означает, что любой человек с легкос­тью распо­знает стиль музыки и всегда непосредственно чув­ствует его. Нет. Стилевое музыкальное чутье развивается не сразу, а чаще всего в длительном про­цессе приобретения му­зыкального опыта – опыта общения с множеством произве­дений. В результате сравнений постепенно формируются сти­левые представления, пристрастия и антипатии, складывается

1 Мусоргский М.П. Литературное наследие: Письма, биографические материалы и до­кументы. М., 1971. С. 88.

2 Там же. С. 94–95.

40

целая система своеобразных стилевых эталонов, которая и слу­жит основой ориентирования слушателя.

Возможно ли целенаправленное и ускоренное формирова­ние стилевого чутья в ходе музыкального воспитания, в прак­тике музыкального образо­вания?

Да, оно осуществляется в профессиональном музыкаль­ном обучении как бы само собой уже в силу особо интенсив­ного приобщения к самой музыке, к работе с музыкальны­ми творениями в исполнительских классах, на занятиях в курсах музыкальной литературы и истории музыки. Му­зы­кальная педагогика пока не выработала каких-либо спе­циальных методик, направленных на формирование стиле­вого чувства. В конце XX в. в кон­серваториях нашей страны широко дискутировалась идея так называемого стилевого сольфеджио – курсов воспитания музыкального слуха, по­стро­енных на привлечении в качестве упражнений музы­кальных примеров, относящихся к самым разным стилям. Эти дискуссии в конце концов при­вели к тому, что в про­граммах сольфеджио стал более широко использо­ваться оп­ределенный по стилю материал. Главное же заключается все-таки не во введении специальных упражнений, а в при­влечении внимания к стилевой стороне музыки. Полем осознанной работы над формированием стилевых представ­лений тут оказываются практически все музыкальные дис­циплины.

Развивают ли стилевое чутье и вкус так называемые музы­кальные вик­торины или программы типа «Угадай мелодию»? И да, и нет. Дело в том, что в таких программах главной зада­чей оказывается распознавание не стиля, а конкретного про­изведения. Конечно, стилевое ориентирование в опытах уга­дывания может играть определенную роль, но не оно является целью устроителей таких программ. Точное знание того, ка­кое произведе­ние предлагается слушателям, кто является его автором, уже само по себе снимает необходимость активной деятельности по распознаванию стиля. Напротив, в таких слу­чаях, как и вообще в восприятии музыки, хорошо известной по своему генезису, большую роль начинает играть такой субъ­ективный фактор восприятия стилевого своеобразия му­зыки, как стилевая апперцепция.

Объявленные заранее имя автора и название произведе­ния в концерте сразу же активизируют в сознании каждого отдельного слушателя соот­ветствующие ожидаемой музыке представления. Это представления и о творчестве компози-

41

тора в целом, и о его запечатленном историческим сознани­ем творческом и человеческом облике, и об особенностях ис­торического контекста, гео­графические в широком смысле представления и т.д. – представления, от­ражающие индиви­дуальный музыкальный опыт самого слушателя.

Музыкальная стилевая апперцепция создает своего рода встречный поток стилевой «информации», которая примыс­ливается к воспринимае­мому произведению во всей своей полноте с теми индивидуальными осо­бенностями, которые характеризуют слушателя. Важно отметить, что в формиру­емом таким образом стилевом характере музыки многое вов­се не подкрепляется тотчас же самой музыкальной матери­ей. Более того, испол­няемое произведение может относиться в наследии композитора даже не к самому яркому по стилю. Стилевой образ в таких случаях опирается именно на общее представление о творчестве композитора. Возникает эф­фект той же самой стилевой генерализации, но уже охватываю­щий всю музыку композитора. Можно сказать, что уже одно только название про­изведения определенного автора рожда­ет в сознании слушателя стилевую установку – ожидание, которое затем в той или иной мере подкрепляется, уточняет­ся и дополняется реально исполняемым произведением. Зву­ковой текст оказывается при этом своего рода экраном, на который проециру­ются слушательские апперцепционные представления, воспринимаемые вторично, иллюзорно как объективно присущие звучанию.