logo search

Диаграмма 2 Частота использования титульных тональностей в произведениях э. Грига1

Сходную картину распределения тональностей мы получим и при рассмотрении всего творчества Грига. Видно, что тональ­ность ми минор оказывается самой частой. В Лирических пье­сах для фортепиано она встречается 10 раз. Это значит, что в музыке самого Грига могла сформироваться вполне опреде­ленная ее семантика. Вот пьесы в ми миноре: Танец эльфов, Листок из альбома, Народный напев, Вальс, Вальс-экспромт, Скерцо, Тоска по родине, Вечер в горах, Когда-то, Миновало. При всем разнообразии выделяется здесь и образная доминан­та. Она связана с мотивом родины – через народный напев, танец, через картины природы. Примечательно, что ми мино-

1 Статистика тональностей составлена по списку произведений в монографии O.E. Левашовой.

244

ру в Тоске по родине отвечает ми мажор в Возвращении на родину. В ми мажоре звучит норвежский свадебный марш из музыки к драме Пер Гюнт, кантата Возвращение на родину. Да и в самой Тоске по родине средняя часть – простодушный и веселый народный танец в одноименном мажоре, своего рода танец-воспоминание.