Диаграмма 2 Частота использования титульных тональностей в произведениях э. Грига1
Сходную картину распределения тональностей мы получим и при рассмотрении всего творчества Грига. Видно, что тональность ми минор оказывается самой частой. В Лирических пьесах для фортепиано она встречается 10 раз. Это значит, что в музыке самого Грига могла сформироваться вполне определенная ее семантика. Вот пьесы в ми миноре: Танец эльфов, Листок из альбома, Народный напев, Вальс, Вальс-экспромт, Скерцо, Тоска по родине, Вечер в горах, Когда-то, Миновало. При всем разнообразии выделяется здесь и образная доминанта. Она связана с мотивом родины – через народный напев, танец, через картины природы. Примечательно, что ми мино-
1 Статистика тональностей составлена по списку произведений в монографии O.E. Левашовой.
244
ру в Тоске по родине отвечает ми мажор в Возвращении на родину. В ми мажоре звучит норвежский свадебный марш из музыки к драме Пер Гюнт, кантата Возвращение на родину. Да и в самой Тоске по родине средняя часть – простодушный и веселый народный танец в одноименном мажоре, своего рода танец-воспоминание.
- Учебное пособие для вузов
- Учебное издание Назайкинский Евгений Владимирович стиль и жанр в музыке
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, 2. Содержание
- Предисловие
- Часть первая введение в теорию музыкального стиля термин. Понятие. Трактовки
- Дефиниция
- Функции стиля
- Детерминанты музыкальных стилей
- Субъективные факторы стиля
- Проблемы типологии стилей
- Авторский стиль
- Национальный стиль
- Исторический стиль
- Методы характеристики и атрибуции стиля
- Сравнительная стилевая характеристика
- Метод слуховой экспертизы
- Статистические методы
- Заключение
- Жанр в музыке
- О некоторых системах жанровой классификации
- Термин и понятие
- Функции жанра
- Память жанра
- Жанр и имя
- Жанр как обобщение
- Типология музыкальных жанров Общие принципы и критерии типологии
- Три исторические формы бытия музыки Синкретическая форма
- Жанр как эстетический феномен
- Виртуальные жанры
- Заключение
- Стилистика музыкального произведения о терминологии
- Жанровая стилистика
- Жанровые начала и прототипы
- Речевое начало в музыке
- Моторика как жанровое начало
- Кантиленность
- Сигнальность и звукоизобразительность
- Повествовательная стилистика
- Нация, эпоха, личность в зеркале стилистики
- Национальная стилистика
- Историческая стилистика
- Персона и персонаж
- Связь стилистики с особенностями музыкальной формы
- Заключение
- Приложение задания
- Задание 1 Слуховая экспертиза стилей
- Задание 2 Сравнительная стилевая характеристика
- Задание 3 Тональность и стиль
- Задание 4 Жанр и имя
- Первая систематизация
- Вторая систематизация
- Окончательная систематизация
- Задание 5
- Диаграмма 2 Частота использования титульных тональностей в произведениях э. Грига1
- Диаграмма 3 Частота использования титульных тональностей в произведениях а.Н. Скрябина
- Литература Литература о стилях
- Литература о жанрах
- Литература о стилистике