logo search

Предисловие

Произведение, жанр и стиль – вот три фундаментальных понятия тео­рии искусства. Они широко разработаны в литературоведении. К ним по­стоянно обращаются театроведы и специалисты, занимающиеся пробле­мами живописи, архи­тектуры, скульптуры. В рамках музыкознания они также выступают как своего рода универсалии, как понятия кате­гориаль­ного уровня.

Нельзя сказать, однако, что стилю и жанру музыковеды уде­ляют столь же пристальное внимание, как и музыкальному произведению. Разработка их (как в сфере эстетической, собственно теоретической, так и в тех облас­тях, которые непосредственно связаны с практикой – сочинения, исполне­ния, му­зыкального воспитания) заметно уступает изучению самой музыки. Диспропорция эта естественна и понятна. В самом де­ле, ведь не жанр и не стиль, а именно музыкальное произведе­ние – конечный продукт творче­ства композитора – является главным объектом и для исполнителей, и для слушателей. Оно вообще оказывается центральным предметом в мире професси­ональной музыки европейской традиции. Вокруг него выстра­ивается все остальное – и стиль, и жанр, и музыкальный язык. Произведе­ние и работа над ним, над его созданием или интер­претацией, а также его оценка составляют самую сердцевину деятельности музыкантов. Именно поэтому в теории музыки наиболее развитыми оказываются дисциплины, прямо относя­щиеся к строению произведения – гармония, полифония, уче­ние о музыкальной форме, инструментовка.

Что же касается жанра и стиля, то речь о них идет чаще всего лишь в самом общем плане, обычно в связи с тем или иным конкретным музы­кальным произведением. Большее внимание на стиль и жанр обращается в музыкально-исто-

5

рических дисциплинах, но и там детальная теоретическая разработка са­мих понятий остается в стороне. Конечно, про­изведение является своеоб­разной фронтальной стороной для жанра и стиля. Ведь реально для слуха они проявляются только через произведение. Вместе с тем в художествен­ном сознании, в исторической памяти музыкальной культуры, в традициях и стиль, и жанр существуют как некие само­стоятельные данности.

В отношениях произведения со стилем и жанром можно выделить два разных аспекта, в известном смысле противо­положных и дополняющих друг друга.

С одной стороны, произведение можно рассматривать как частное и единичное проявление общих жанровых и стиле­вых свойств. Во всех ви­дах искусства стиль и жанр, как и язык, как бы предшествуют созданию конкретных произ­ведений, выступая как важнейшие факторы традиции и уже сложившихся жанровых и стилевых канонов. Карикатура, портрет, натюрморт; басня, поэма, ода; пантомима, интер­медия, водевиль; новелла, повесть, роман – в каждом из на­званных и из почти неисчислимого мно­жества не названных здесь жанров сложились свои нормы и требования. И как бы художник ни раздвигал границы их возможностей, он не во­лен ме­нять саму основу, как не волен и изменить коренным образом свой инди­видуальный стиль. То же и в музыке. В каж­дой мазурке Шопена, в каждом его вальсе обнаруживаются характерные черты этих танцевальных жанров, и во всех них при всем их разнообразии мы узнаем единый стиль, тот ин­дивидуальный почерк, о котором Роберт Шуман как-то ска­зал: «Шопен уже ничего не может написать без того, чтобы мы на седьмом-восьмом такте не воскликнули: „это принад­лежит ему!“»1. Стиль и произведение, жанр и произведение соотносятся тут как целое и часть, как общее и еди­ничное. Но это лишь один аспект их отношений.

С другой стороны, напротив, стиль и жанр в высокохудоже­ственных творениях могут оказываться внутренними состав­ляющими сложной смы­словой структуры, а это уже совсем иной тип отношений. Композитор в рамках одного произведения (осо­бенно если оно достаточно пространно) может менять по ходу развития стилевые и жанровые оттенки, давать их разнообраз­ные сочетания и даже сплавы. В прелюдиях Ф. Шопена слуша­тель угадывает черты мазурки и хорала, траурного марша и пес-

1 Роберт Шуман. О музыке и музыкантах: Собрание статей. Т. 2-А. М., 1978. С. 106.

6

ни, этюда и элегии. Вариационные циклы нередко строятся как чередова­ние разных жанровых воплощений заданной вначале музыкальной темы. Старинная сюита включает в себя пьесы разных жанров и национальных стилей – аллеманду, куран­ту, сарабанду и жигу, а также другие самые раз­личные по жанру и национальному генезису пьесы. В развертывании оперного произведения композитор использует и самые раз­ные жанры (ос­таваясь в жанре оперы), и разные стили (сохра­няя при этом свой почерк), – например, народной песни и уче­ной фуги, светской фривольной песенки и религиозного пения. Внутри произведения чередование художественно воспроизво­димых жанров и стилей образует сложный рельеф развития, участвует в образовании смысловой структуры. Здесь тот или иной вто­ричный стиль, как и вторичный жанр, соотносится с произведением уже как часть с целым.

Таким образом, и в первом аспекте (целое – часть), и во втором (часть – целое) стили и жанры обнаруживают свою известную самостоятельность и специфику.

В соответствии с этими аспектами и строится данная книга.

Две первых ее части посвящены теориям стиля и жанра. Последняя же – жанрам и стилям как компонентам художе­ственной стилистики музы­кального произведения, его смыс­ловой структуры.

Жанр самой книги тоже является многосоставным. Это ско­рее сплав, соединяющий элементы исследования и учебника или учебного пособия, справочника и книги для чтения. Кни­гу можно рассматривать как учебник особого типа. Ибо в ней есть и последовательное изложение теорий стиля, жанра и сти­листики музыкального произведения, и формулировки задач, которые могут быть поставлены перед студентами вузов как специальные домашние задания, есть разделы, в которых мо­гут быть найдены методи­ческие рекомендации для тех музы­кальных дисциплин, в которых в соот­ветствии с учебными планами и программами затрагиваются явления жанра и сти­ля. Но в книге представлен также и материал для углублен­ного рассмотрения музыкально-эстетических проблем стиля и жанра, имеющих практическое и теоретическое значение, в частности, для тех, кто намере­вается посвятить себя иссле­довательской работе.

В книге рассматриваются задачи и методы изучения жан­ра и стиля. Даны аналитические эссе с конкретными приме­рами, иллюстрирующими способ работы с этими важными для музыкальной культуры явлениями. Кроме того, в Приложе-

7

нии приводятся образцы исследовательских процедур, пока­зывающие воз­можности работы с экспериментами по слухо­вой атрибуции стилей и жан­ров, с этимологией относящихся к ним терминов. Они тоже могут быть применены в педагоги­ческих целях.

В книге использованы материалы предшествующих тру­дов автора, по­священных проблемам стиля в музыке1, а так­же опыт педагогической ра­боты в Московской государствен­ной консерватории.

1 Назайкинский Е.В. Стиль как предмет теории музыки // Музыкальный язык, жанр, стиль. М., 1987; Музыкальные лики истории // Т.Н. Ливанова. Статьи и вос­поминания. М., 1989; Когда-то // В кн.: Проблемы романтической музыки XIX века М., 1992.

8