Задание 5
Что такое вальс (полонез, частушка...)?
Подготовка краткого устного рассказа о каком-либо музыкальном жанре для группового занятия-семинара. Могут быть предложены следующие темы:
• Жанр колыбельной в вокальной и инструментальной музыке русских композиторов.
• От менуэта к скерцо.
• Мазурка и полонез.
• Колокола в русской и западноевропейской музыке.
• Лендлер и вальс.
• Танцы старинной сюиты.
Задание 6
Речевое начало в романсах
Охарактеризовать проявления речевого начала (речитации, декламационности, повествовательности) в романсах из какого-либо рекомендованного ниже сборника.
• Романсы M И. Глинки на стихи A.C. Пушкина.
• Романсы П.И. Чайковского.
• Романсы С.В. Рахманинова.
• Романсы С.И. Танеева.
• Любой другой сборник по выбору и рекомендациям педагога, ведущего занятия.
Задание 7
Моторика как общая жанровая характеристика
Охарактеризовать проявления моторики как жанрового начала в инструментальной музыке, например, в следующих произведениях:
• Ноктюрны Ф. Шопена.
• «Мимолетности» С.С. Прокофьева.
• Прелюдии для фортепиано Д.Д. Шостаковича.
241
Задание 8
Стилистика инструментальной миниатюры
Проанализировать пьесу Э. Грига, ор. 71 № l «Es war einmal» (первая из последней тетради «Лирических пьес») как пример опоры на «память жанра». Охарактеризовать инструментальные, вокальные, повествовательные ассоциации, последовательно вызываемые музыкой в процессе ее развертывания. Обратить внимание на имитацию народных норвежских инструментов и на роль тонального плана пьесы. (См. диаграмму распределения тональностей в музыке Грига в конце Приложения).
Задание 9
Стилистика вариаций
Охарактеризовать стилистические наклонения темы и каждой вариации в следующих произведениях:
• Л. Бетховен. Первая часть фортепианной сонаты ор. 26 (№ 12).
• А.Н. Скрябин. Медленная часть из концерта для фортепиано с оркестром.
• По выбору и рекомендации педагога, ведущего занятия.
Задание 10
Историческая и жанровая стилистика оперы
Портретная, историческая и жанровая стилистика в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама», или в опере Р. Штрауса «Каприччио», или в любой другой опере по выбору ведущего занятия педагога.
242
ДИАГРАММЫ
Диаграмма 1
Частота использования титульных тональностей в произведениях Ф. Шопена1
Всего рассмотрено 184 произведения (в диаграмму не вошли данные о фортепианных концертах и вокальных произведениях). В некоторых их них тональность меняется с мажорной на минорную и наоборот. Соответственно число титульных тональностей увеличено (186).
Преобладающей тональностью оказывается ля-бемоль мажор (четверть из числа всех мажорных пьес).
1 Статистика тональностей составлена по сборникам произведений Ф. Шопена, изданным в Польше под редакцией И. Падеревского.
243
- Учебное пособие для вузов
- Учебное издание Назайкинский Евгений Владимирович стиль и жанр в музыке
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, 2. Содержание
- Предисловие
- Часть первая введение в теорию музыкального стиля термин. Понятие. Трактовки
- Дефиниция
- Функции стиля
- Детерминанты музыкальных стилей
- Субъективные факторы стиля
- Проблемы типологии стилей
- Авторский стиль
- Национальный стиль
- Исторический стиль
- Методы характеристики и атрибуции стиля
- Сравнительная стилевая характеристика
- Метод слуховой экспертизы
- Статистические методы
- Заключение
- Жанр в музыке
- О некоторых системах жанровой классификации
- Термин и понятие
- Функции жанра
- Память жанра
- Жанр и имя
- Жанр как обобщение
- Типология музыкальных жанров Общие принципы и критерии типологии
- Три исторические формы бытия музыки Синкретическая форма
- Жанр как эстетический феномен
- Виртуальные жанры
- Заключение
- Стилистика музыкального произведения о терминологии
- Жанровая стилистика
- Жанровые начала и прототипы
- Речевое начало в музыке
- Моторика как жанровое начало
- Кантиленность
- Сигнальность и звукоизобразительность
- Повествовательная стилистика
- Нация, эпоха, личность в зеркале стилистики
- Национальная стилистика
- Историческая стилистика
- Персона и персонаж
- Связь стилистики с особенностями музыкальной формы
- Заключение
- Приложение задания
- Задание 1 Слуховая экспертиза стилей
- Задание 2 Сравнительная стилевая характеристика
- Задание 3 Тональность и стиль
- Задание 4 Жанр и имя
- Первая систематизация
- Вторая систематизация
- Окончательная систематизация
- Задание 5
- Диаграмма 2 Частота использования титульных тональностей в произведениях э. Грига1
- Диаграмма 3 Частота использования титульных тональностей в произведениях а.Н. Скрябина
- Литература Литература о стилях
- Литература о жанрах
- Литература о стилистике