logo search

Жанровая стилистика

Контраст, а затем постепенное сближение свадебной песни «Из-за гор, гор высоких» и плясовой «Ах ты, сукин сын, ка­маринский мужик» – фор­мирует жанровую стилистику зна­менитой «Фантазии для оркестра на темы двух русских пе­сен» М.И. Глинки. Темы эти не выходят за рамки само­бытного национального стиля, зато резко контрастны по жанру. Имен­но жанровый колорит и является тут строительным материа­лом музыкальной стилистики. В «Камаринской» величаль­ная песня и плясовой напев-наи­грыш взяты как конкретные, единичные и притом подлинные образцы обиходного жанра. Но чаще всего жанровые сопоставления, контрасты и модуля­ции образуются при использовании лишь обобщенных жан­ровых стилей. Главная тема сонатного allegro, например, мо­жет быть танцеваль­ной вообще, а побочная – кантиленной, песенной вообще. И тогда мы имеем дело хотя и с неповтори­мыми музыкальными темами, но лишь с обобщенными жан­ровыми модусами – стилями.

В отечественной музыковедческой литературе понятие жан­рового стиля, как уже говорилось, было введено А.Н. Сохором. Жанровый стиль распознается по двум признакам – собственно личностному и ситуа­ционному. Действитель­но, для многих первичных жанров весьма важно, кто именно выступает как главное действующее лицо, как исполнитель. В музыкальных звуковых свойствах многих первичных жан­ров достаточно ярко проявляет себя определенный собственно личностный тип, например любящей матери или няни – в ко­лыбельной, восторженного, притворно или в самом деле полу­безумного воздыхателя – в серенаде. И даже в жанрах, свя­занных с ансамблевым, коллективным исполнением, как в марше, про­является коллективная, соборная личность (ти­пичная личность солдата, гренадера и т.п.).

Однако жанровый стиль есть также отражение типичной ситуации и типичного инструментария. В серенаде – это или характерный для пред­классических образцов уличный ан­самбль, сопровождающий возлюблен­ного, или гитара. В ко­лыбельной – только голос, хотя во вторичном вос­произведе­нии к нему всегда добавляется сопровождение, изображающее покачивания колыбели. Пространственные свойства жанро­вой коммуни­кации отображаются и в самых элементарных свойствах музыкальной ма­терии, прежде всего в уровне гром-

149

кости. Колыбельная – только тихая. Серенада – в меру гром­кая, а марш, конечно, на forte и fortissimo с использованием ударных и меди.

Обобщенное отражение проявляет себя в формировании та­ких групп жанров и стилей, как камерные, концертные, те­атральные, пленэрные. Для каждой из этих групп харак­терны не только типичные для них эстети­ческие нормы, социально-культурные особенности бытия, образные сферы, но даже и материальные, чисто физические условия, притом – во всех их тонкостях и характеристиках. Каждому из них свойственна, на­пример, своя оптимальная реверберация – время задержки отзвука, отра­женного от стен, потолка, лес­ной опушки и т.п. Также и в соответствие с нею, пусть это лишь незначительная деталь жанрового комплекса, на про­тя­жении всей истории профессиональной музыки постепенно, как бы на­ощупь, приводились особенности звукоизвлечения, динамическая палитра, скорость чередования гармоний – практически все, что и определяет непо­средственно для слуха характер камерного, концертного, пленэрного зву­чания.

А все это (в данном случае, предположим, частота чередо­вания гармо­ний, динамические нюансы) может быть созна­тельно использовано компо­зитором в развертывании стили­стики произведения.

И чем больше удаляется тот или иной жанр от своих пер­вичных усло­вий бытия, чем интенсивнее он осваивается в ка­честве отраженного, вто­ричного, тем более значительную роль начинают играть его собственно музыкальные проявления, т.е. то, что и подразумевается под жанровым стилем. Воспроизво­димый в преподносимой музыке первичный жанр ут­рачивает свойственные ему реальные контекстные связи, но они сохра­ня­ются в памяти жанра, чтобы ожить в виде ассоциаций (осоз­наваемых или, чаще, подсознательных) в воображении слу­шателей. Так, простодушный лендлер постепенно переставал быть танцем, сопровождаемым деревен­ской музыкой, улыб­ками, смехом веселящихся людей, становился аристо­кра­тическим бальным танцем, затем – концертной пьесой или частью симфонии. Он мог уже обходиться и без объявления имени, а затем сохра­нять лишь общий модус танцевальной ритмики кружения, объединяясь в этом общем свойстве с дру­гими проявлениями разных танцев – проявле­ниями, в сово­купности своей называемыми танцевальностью.

Это движение по восходящей лестнице иерархии опосредования в конце концов и приводит к формированию в музы-

150

кальной культуре некоторого сравнительно небольшого ко­личества жан­ровых стилей.

В стилистике же конкретных произведений опора на обоб­щенно отра­жаемые жанровые стили дает музыкантам-твор­цам гораздо большую сво­боду, чем буквальное воспроизведе­ние тех или иных конкретных единич­ных жанров.