Три исторические формы бытия музыки Синкретическая форма
Первую форму можно считать синкретической, имея в виду слитность не только искусства и быта, не только средств, позднее отошедших к разным видам искусства, но и особую временную слитность звеньев самого процесса. В музыке на ранней стадии ее исторического развития музыкальная идея, ее воплощение в звуках и восприятие подчинялись, если можно так сказать, принципу триединства времени, пространства и действия.
В пении, в жанрах, связанных с музыкально интонируемым словом, музыкальная идея, хранимый в памяти напев или спонтанно возникший в воображении интонационный ход тут же воспроизводились голосом и сразу воспринимались. Пение действительно характеризуется особо тесной связью звучания и его восприятия. Гортань певца находится рядом с органами его слуха, инструмент звуковоспроизведения не отделен еще от воспринимающего устройства. Поющий
118
слышит себя и извне, и изнутри. Если рядом с поющим оказываются другие слушатели, то, конечно, возникает более заметная физическая разделенность звеньев, однако – и это следует подчеркнуть – не во времени, а пока лишь в пространстве, да и то ограниченном физическими пределами слышимости.
Какую же роль играла в этом техника? В современном понимании ее там, конечно, не было. Это был длительный этап рождения и совершенствования музыкальных инструментов, началом которого послужило специфическое использование самой природой данных источников звука – голоса, пустотелых стеблей растений и т.п. Старинные музыкальные инструменты, конечно, уже осознавались как техническое подспорье. Но воспринимались как нечто неразрывно связанное с человеком, играющим на них. И уподоблялись голосу, как бы вынесенному вовне. Принцип слитности, синхронического параллелизма звукового процесса, участниками которого были человек – носитель звукового представления, человек поющий или играющий и человек слушающий, не нарушался и здесь. Даже природные звуки, если они напоминали музыку, интуитивно расценивались как выражение чудесного триединства. Тут действовал первобытный психологический феномен одушевления атмосферных, водных, лесных звучаний. За шумом ветра, водопада, костра мнилась живая воля – некий изначальный творец, руководящий голосом или невидимым инструментом и адресующий послание внимательному слуху.
В первичной форме была уже, конечно, заложена возвысившая свое значение на следующих стадиях развития музыки триада «творец – исполнитель – адресат». Однако на этапе синкретического единства она находилась за рамками осознания. Амплуа автора, исполнителя и слушателя пока еще вообще не выделялись, не мыслились как нечто самостоятельное. Конечно, создатель музыки и тут существовал – и современными исследователями может быть назван: народ, коллективное творчество, аноним, а фольклористы, этнографы, писатели вполне могли непосредственно наблюдать процесс рождения музыкального творения1. Но в конкретных актах коммуникации творец находился за кадром, не расценивался и даже не осознавался как ее начальное звено, как участник общения. Размытый характер акта сочинения, его
1 М. Горький, например, описывает этот процесс в своем рассказе «Как сложили песню» // Горький М. Собр. соч. Т. 8. М., 1961. С. 238–241.
119
элиминированность, а также «хронотопическое» единство звуковой реализации и восприятия – характерная черта первичной формы.
Синхронизм творения, воплощения и восприятия является основным конституирующим принципом первой формы бытия музыки, а элементарная (на первых порах полуприродная) техника звуковоспроизведения и в пении, и в игре на музыкальных инструментах даже и не могла бы обеспечивать каких-либо временных разрывов между звеньями коммуникационного процесса, напротив – она способствовала его слитности.
- Учебное пособие для вузов
- Учебное издание Назайкинский Евгений Владимирович стиль и жанр в музыке
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, 2. Содержание
- Предисловие
- Часть первая введение в теорию музыкального стиля термин. Понятие. Трактовки
- Дефиниция
- Функции стиля
- Детерминанты музыкальных стилей
- Субъективные факторы стиля
- Проблемы типологии стилей
- Авторский стиль
- Национальный стиль
- Исторический стиль
- Методы характеристики и атрибуции стиля
- Сравнительная стилевая характеристика
- Метод слуховой экспертизы
- Статистические методы
- Заключение
- Жанр в музыке
- О некоторых системах жанровой классификации
- Термин и понятие
- Функции жанра
- Память жанра
- Жанр и имя
- Жанр как обобщение
- Типология музыкальных жанров Общие принципы и критерии типологии
- Три исторические формы бытия музыки Синкретическая форма
- Жанр как эстетический феномен
- Виртуальные жанры
- Заключение
- Стилистика музыкального произведения о терминологии
- Жанровая стилистика
- Жанровые начала и прототипы
- Речевое начало в музыке
- Моторика как жанровое начало
- Кантиленность
- Сигнальность и звукоизобразительность
- Повествовательная стилистика
- Нация, эпоха, личность в зеркале стилистики
- Национальная стилистика
- Историческая стилистика
- Персона и персонаж
- Связь стилистики с особенностями музыкальной формы
- Заключение
- Приложение задания
- Задание 1 Слуховая экспертиза стилей
- Задание 2 Сравнительная стилевая характеристика
- Задание 3 Тональность и стиль
- Задание 4 Жанр и имя
- Первая систематизация
- Вторая систематизация
- Окончательная систематизация
- Задание 5
- Диаграмма 2 Частота использования титульных тональностей в произведениях э. Грига1
- Диаграмма 3 Частота использования титульных тональностей в произведениях а.Н. Скрябина
- Литература Литература о стилях
- Литература о жанрах
- Литература о стилистике