logo search

Термин и понятие

Рассмотрение жанровых классификаций вплотную подво­дит к вопросу о самой сущности жанра. Начнем мы однако с предварительного замеча­ния, касающегося термина жанр.

Дело в том, что и возникающая часто громоздкость опреде­лений того, что следует понимать под музыкальным жанром, и споры относительно главных критериев, характеризующих жанры, проистекают отчасти из-за многозначности самого тер­мина. Слово жанр в переводе на русский озна­чает род. Но в му­зыкальной практике жанром называют и род, и разновид­ность, и группу различных жанров, и группы групп. Жанром на­зывают и оперу, и входящие в нее арию, ариозо, каватину. Сюита, которая считается и циклической формой, и жанром, сама включает в себя пьесы различного жанра – например, менуэт, сарабанду, гавот, жигу, аллеманду и многие другие. Дело здесь обстоит примерно так же, как и в случае со сти­лем. Эта многозначность, кстати говоря, отражается и во многих

92

определениях, трактующих жанры как типы, классы, роды, виды и под­виды музыкальных произведений.

Если обратиться к множеству общих, принятых в науке клас­сификаци­онных слов и понятий, то слово жанр (род) можно сопоставить с целым рядом других родственных по смыслу тер­минов. В их ряду есть слова, употребляемые для выделения из группы (вариант, изомер, изотоп), для объединения в группу (семейство, класс, группа и т.д.), для указания на иерархию соподчинений (вид, разновидность). Многие из них в качестве вспомогательных иногда используются и в искусствознании. Подчеркнем, однако, что ни один из них не приобрел устойчи­вого значения и что в сфере морфологии искусства именно тер­мин жанр закрепился как основ­ной и до сих пор используется как главный, центральный, общепринятый.

В русскую музыкальную терминологию слово жанр попало из фран­цузской традиции. Но история его уходит во времена античности. У греков было много слов, связанных с корнем genos (γένος), унаследованных потом латынью и латинизиро­ванной Европой (лат. genus). Читателю предостав­ляется ини­циатива умножения ряда перешедших в русский язык таких слов, как ген, генетика, евгеника, генезис, генеалогия, генотип, генофонд, геноцид, генератор, автогенный, гомогенный, но так­же – женщина, жена, жених, генерал, гений и т.д.

Буквальное значение греческого и латинского genosgenus в немецком языке передается словом Gattung, в италь­янском – genere, в испанском – genero, в английском – genre. Во французском слово genre произносится почти как русское жанр. Буквально в русском ему соответствует слово род, указывающее на происхождение и встающее, как и его производные (рождение, роды, родня), в восходящий генети­ческий ряд – Род, Родина, Народ, Природа. В обыденной речи языковое чутье и подсказывает соот­ветствующее здра­вому смыслу широкое толкование термина. «В каком роде эта музыка?» – спрашивают человека, рассказавшего о по­разившем его музыкальном произведении, и слышат ответ: «Нечто вроде вальса (ма­зурки, полонеза...)»1.

1 Принцип здравого смысла – один из главных в методологии в настоящей книге. Здра­вый смысл коренится в бытовом сознании и мышлении. Его носителем являет­ся народ, а одной из важнейших сфер проявления и запечатления наряду с традици­онным укладом является язык, мудрая народная речь. Словари содержат множество слов и выражений, относящихся к стилю и жанру. Можно сказать, что слабая разра­ботанность специальных теорий стиля и жанра во многих отношениях с лихвой ком­пенсируется скрытыми в языке системами знаний, понятий и представлений о них.

93

Музыковеды используют термин жанр прежде всего в клас­сификаци­онном значении, в целях разграничения, и тогда он встает уже в другой, не генетический, а классификационный ряд вместе с такими словами, как разновидность, способ, класс, разряд, тип. Генетическая сема при этом, конечно, не утрачивается полностью. Рассматривая, исследуя те или иные музыкальные жанры, все-таки иногда подразумевают, наря­ду с общей ха­рактеристикой, также и происхождение.

Теперь мы можем перейти от слова и термина к фиксируе­мому ими му­зыковедческому понятию жанра.

Жанровые типологии и классификации, как мы видели, указывают на те или иные существенные и специфические стороны жанра. Это и позволяет исследователям идти к оп­ределению сущности жанра от классификацион­ных проблем.

На этой основе возникает дефиниция, в которой предмет определения берется не в единственном, а во множественном числе: Жанры – это ис­торически сложившиеся относи­тельно устойчивые типы, классы, роды и виды музыкаль­ных произведений, разграничиваемые по ряду критериев, основными из которых являются: а) конкретное жизнен­ное предназначение (общественная, бытовая, художест­венная функ­ция), б) условия и средства исполнения, в) ха­рактер содержания и формы его воплощения.

Из приведенного здесь определения видно, что классифи­кационный пафос заставляет сосредоточивать внимание все-таки не на самом жанре и его сущности, а на жанрах и их разграничении.

Возможен, однако, и другой путь – движение от общего к частному, т.е. не от классификации к сути явления, а наобо­рот – от жанра как музыкаль­ной категории к систематике и ти­пологии. Такой путь в настоящее время, когда накоплен ог­ромный запас знаний об отдельных жанрах и большой опыт классификаций, может рассматриваться как наиболее целесо­образ­ный следующий этап в развитии теории музыкального жанра. Мы и попы­таемся далее, рассмотрев саму категорию жанра, заново взглянуть с этой позиции на существующие ти­пологии, выявить возможности их корректи­ровки и дать срав­нительную характеристику основных жанровых типов.

Итак, можно рассматривать жанр, отвечая на вопрос, что такое каждый жанр сам по себе. Тогда предмет определения берется в единственном числе: Жанр это многосостав­ная, совокупная генетическая (можно даже сказать ген­ная) структура, своеобразная матрица, по которой со-

94

здается то или иное художественное целое. В этой форму­лировке, кстати говоря, четко выявляется отличие жанра от стиля, также связанного с генезисом. Если слово стиль от­сылает нас к источнику, к тому, кто по­родил творение, то слово жанр – к тому, по какой генетической схеме форми­ровалось, рождалось, создавалось произведение. Действи­тельно, ведь для композитора жанр есть своего рода типовой проект, в котором предусмотрены разные стороны строения и заданы пусть гибкие, но все же определенные нормы.

С этой точки зрения музыкальный жанр можно опреде­лить как род или вид произведения, если речь идет об автор­ском, композиторском творе­нии, или как род музыкальной деятельности, если имеется в виду народное творчество, бы­товое музицирование, импровизация. Жанр – это целост­ный типовой проект, модель, матрица, канон, с которым со­относится конкрет­ная музыка. Такой проект объединяет в себе особенности, свойства, требо­вания, относящиеся к раз­ным классификационным критериям, важней­шими из кото­рых, конечно, можно считать те самые, что фигурировали и в классификационных вариантах дефиниции.