logo search

Детерминанты музыкальных стилей

Итак, было установлено, что стиль в сознании восприни­мающих му­зыку людей представляет собой своеобразное от­ражение творящего на­чала, его характера, его черт и особен­ностей. Но вопрос о том, что пред­ставляет собой с точки зрения стиля характер отражаемой в нем творче­ской силы, мы до сих пор оставляли в стороне. Так что же это за черты, что обычно входит в представление о них?

Ответ непрост, ибо не формулируемый словами музыкаль­ный об­лик отражаемого стилем генетического источника, даже если мы бе­рем инди­видуальный, а не жанровый или истори­ческий стиль, не сво­дится к харак­теру человека, избравшего себе путь композитора или исполнителя, хотя и темперамент, и привычки, и даже физические данные (например, величина кисти, позволяющая охватить на клавиа­туре фортепиано ин­тервал дуоде­цимы, или объем легких, обеспечи­вающий воз­можность бесцезурного ис­полнения протяженных мелоди­чес­ких построений и т.п.), конечно, отра­жаются в музыкальной ткани создаваемых или исполняемых произведе­ний.

Вот что сказал о роли личностных качеств писателя Сомерсет Моэм: «Хорошо известно изречение, что стиль – это человек. Афо­ризм этот гово­рит так много, что не значит почти ничего. Где мы ви­дим Гете-человека – в его грациозных лирических

1 Лихачев Д.С. Стиль как поведение: К вопросу о стиле произведений Ивана Гроз­ного//Современные проблемы литературоведения и языкознания. М., 1974. С. 191.

34

стихах или в его неуклюжей прозе? А Хэзлитта? Но я думаю, что если че­ловек неясно мыслит, то он и писать будет неясно; если у него ка­призный нрав, то и проза его будет прихотлива; а если у него быстрый, подвижный ум и любой предмет напоми­нает ему о сотне других, то он, при отсутствии строгого самокон­троля, будет уснащать свой текст сравнениями и метафо­рами»1.

Здесь, однако, мы переходим уже к другому моменту, ко­торый тео­рия стиля должна учитывать. Речь идет о внеиндивидуальных факторах и ус­ловиях опосредования личнос­тных проявлений – факторов, развившихся в самой музыке и накапливаемых культурой.

Стиль служит узнаванию творца автора в широком смысле слова. Но узнавание художника, да и вообще любого человека, опирается не только на внутренне присущие ему свойства, на характер, темперамент, природные особеннос­ти, но и на приобретенные им в среде обитания и общения привычки, приспособления, вещи, подчас случайно подвер­нув­шиеся под руку. Человек может носить головной убор, отнюдь не соответ­ствующий его внутренней сути и куплен­ный им просто за неимением дру­гих. И все же этот головной убор, если он хоть немного примелькался, на­чинает высту­пать для других как знак этого человека, служить как бы вто­ричным признаком его индивидуального жизненного сти­ля. Во всех при­обретаемых вещах, орудиях труда все-таки сказывается личность, ее осо­бенности, пристрастия.

Конечно же, не всякая шапка становится шапкой Моно­маха, не всякая туфелька – хрустальным башмачком Зо­лушки, подходящим только для нее одной. Но на перекрест­ке всех внешних атрибутов времени, среды, круга (людей и вещей, идей и знаков) возникает неповторимая данность – обще­ственный человек с его личной судьбой и даром.

Не для каждого музыканта его инструмент оказывается подобным хру­стальному башмачку. Чаще он оказывается предметом длительного обыг­рывания, приспосабливания к индивидуальным особенностям исполни­теля. В инструмен­те проявляют себя разные силы, способные заслонять собою непосредственные проявления индивидуальности. Инстру­мент из­готавливается мастером по всем правилам ремесла и личного искусства и попадает в собственное владение к дру­гому мастеру – исполнителю. Он хранит в себе почерк мас­тера, но вместе с тем выступает для музыканта и в качестве

1 Моэм С. Узорный покров // Моэм С. Романы. Рассказы. М., 1999. С. 211.

35

части природы, диктующей ему некоторые собственные за­коны и правила – например, регистровые и динамические ограничения, трудности в чем-то одном и режим максималь­ного благоприятствования в другом.

Все то, что проходит через обобществляющую практику культуры и что потом берется на вооружение музыкантом, не­сет на себе не только следы обобщенного человека, типичного представителя эпохи и культуры, отра­жает не только свойства его слуха и памяти, эмоциональной возбудимости и разумнос­ти, но и следы материальной культуры, а значит, и стоящей за нею природы – в инструментах, в свойствах среды (помеще­ний, теснин, просторов, далей). Это значит, что стиль переплав­ляет в нечто принадле­жащее ему и то, что не имеет прямого отношения к человеку, к субъекту, индивидууму.

Итак, сложившиеся к настоящему времени знания о раз­личных прояв­лениях стиля в музыкальном искусстве дают будущей теории стиля воз­можность опираться при научной разработке понятия «стиль» на вполне определенные пред­ставления о нем.

Стиль в музыке, как и в других видах искусства, есть проявление ха­рактера творческой личности, создающей музыку или интерпрети­рующей ее. В музыкальном искус­стве в силу его интонационной специ­фики стиль проявляется с особой непосредственностью и яркостью и в наибольшей мере отражает эмоциональные черты человека. Система сти­лей ха­рактеризуется в музыке множественностью и иерархичностью. Ин­дивидуальные стили взаимодействуют в ней не только друг с другом, но и со стилями более высоких рангов и более круп­ных объемов – такими, как стиль школы, направления, на­ции, исторической эпохи, культурного ре­гиона, социального слоя, жанра. В единичных музыкальных явлениях од­новре­менно проявляют себя стили различных уровней и типов. Но во всех случаях стилевое восприятие оказывается ориенти­рованным прежде всего на личностное начало – на личность соборную, коллективно опосредован­ную или индивидуальную, единичную. Обобщение, опосредование инди­видуально-лич­ностного связаны с целым рядом историко-культурных фак­торов, таких, как язык, средства, каноны музыки, ее инстру­ментарий и формы, условия бытования.

Можно сказать, что детерминанты стиля это прак­тически все опре­деляющие стиль условия, факторы, предпо­сылки, истоки. Они разнооб­разны и в большинстве своем опи­саны в литературе.

36

Композитор как личность, как индивидуальность предстает перед слу­шателями в полной экипировке, состоящей из твор­чески усвоенных им в период становления мастерства тради­ций, норм, вкусов, всего того, что дает ему профессиональная школа и что принимается им отнюдь не безо­говорочно, а в со­ответствии с его личными пристрастиями и наклонно­стями. А все это так или иначе принадлежит стилям более высоких уров­ней – историческому, национальному, жанровому и т.п. Однако нельзя ос­тавлять за бортом и сиюминутных обстоя­тельств, воздействующих на ход и характер сочинения, – вли­яние друзей, состояние здоровья, внимания, памяти.

В отношении музыкального искусства остается справедли­вым деление всего комплекса детерминант на внешние условия и внутренние факторы, которое предлагал в монографии «Те­ория стиля» А.Н. Соколов, имея в виду литературные стили. Отнесение к внутренним, «стилеобразующим» факторам ми­ровоззрения художника, тематики его творчества, жанрового диапазона и жанровых границ, предпочитаемого содержания, творческого метода отображения действительности вряд ли может вызвать сомнение. Фактически в музыковедческих ис­следованиях стиля все эти факторы тоже выявлялись.

И хотя сами по себе детерминанты, воздействующие на му­зыку и обу­словливающие ее стилевой облик, еще не входят в стиль как нечто непо­средственно принадлежащее художе­ственному феномену, музыкальному целому (ведь и самый стиль в предшествующем разделе определялся как комплекс лишь таких свойств, которые тесно связаны со звучанием му­зыки, выражаются и ощущаются только в нем), все же они объе­диняются в нечто цельное, если только они рассматриваются через обусловленный ими объект – художественный стиль. Именно поэтому большинство опре­делений стиля включает в се­бя формулу детерминации. Л.А. Мазель гово­рит о стиле как о системе, «возникающей на определенной социально-ис­тори­ческой почве и связанной с определенным мировоззрением»1. В.В. Медушевский выделяет в качестве главной детерминанты стиля «духовное видение мира»2. М.К. Михайлов говорит об обусловленности стиля «исто­рическим процессом развития му­зыкально-творческого мышления»3. Роль исторических и со-

1 Мазель Л А. Строение музыкальных произведений. М., 1960. С. 15.

2 Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздей­ствия му­зыки. М., 1976. С. 15.

3 Михайлов M.К. О понятии стиля в музыке // Вопросы теории и эстетики музы­ки. Вып. 4. Л., 1965. С. 53.

37

циальных условий рассматривается и во многих других рабо­тах. Ясно, что эти связи и влияния осуществляются не непос­редственно, а через много­ступенчатую лестницу опосредований.

В иерархии опосредований наиболее близко примыкают к индивидуаль­ному стилю субъективные детерминанты – это детерминанты, связанные с самим автором, а именно: его физико-физиологические, психические особенности, соци­ально-личностные черты, профессиональный склад, сис­тема его художественных, эстетических, практических и прочих ориента­ции и установок, его музыкальный и общий жизнен­ный опыт, одним сло­вом, все то, что делает его индивидуаль­ной личностью музыканта и чело­века.

Не все они в равной мере открыты для выявления и иссле­дования. Ведь как бы сильно и непосредственно ни влияли темперамент, телесные и пси­хические свойства сочинителя на продукты его творчества, выявить и оце­нить их довольно трудно. Эти субъективные факторы обычно и скрыты от на­блюдения, и не фиксируются сами по себе, если только речь не идет о специальных экспериментальных условиях. Иначе дело обстоит с воздей­ствием на стиль сложившихся норм язы­ка, требований профессиональной выучки, установлений ре­месла. Последние (назовем их объективными де­терминанта­ми), напротив, поддаются самому тщательному анализу, ибо фиксируются в тексте. А в стилях более высокого ранга, чем индивидуаль­ный, их вес является преобладающим. Именно поэтому в характеристиках стилей этих уровней преоблада­ет не описание субъективных и субъектных детерминант, а специфический анализ собственно музыкальных средств, принципов и приемов.