logo search

Задание 1 Слуховая экспертиза стилей

Проводится в группе слушателей, включающей не менее пяти любите­лей музыки, обладающих достаточным музы­кальным опытом. В качестве экспертов могут выступать уча­щиеся, студенты, проходящие учебные про­граммы, так или иначе связанные с музыкой. Возможно также участие му­зы­кантов-профессионалов.

Участникам экспертизы предлагается прослушать пять не­больших фрагментов из произведений, относящихся к разным историческим эпо­хам, национальным школам, художествен­ным направлениям. После вос­произведения в звукозаписи каждого фрагмента на протяжении 2–3 мин эксперты запи­сывают свои суждения о стиле этого фрагмента, после чего приступают к слушанию следующего фрагмента и т.д. В це­лом время для прослушивания пяти образцов музыки и пись­менной фиксации эксперт­ных характеристик должно соста­вить около 40–50 мин, но может быть и меньшим.

Подбор образцов для экспертизы целесообразно ограни­чить музыкой, относящейся к академической профессиональ-

231

ной ветви. Три фрагмента могут быть взяты из произведе­ний композито­ров-классиков и романтиков. Один – из му­зыки эпохи барокко и еще один – из современной музыки. Для того чтобы исключить, по возможности, случаи не­посредственного узнавания произведений, что сняло бы за­дачу стилевой атрибуции и упростило описание черт стиля, в подборе мате­риала для экспертизы целесообразно руковод­ствоваться двумя требова­ниями:

1) музыка не должна относиться к часто включаемой в репертуары кон­цертов, в радио- и телепрограммы;

2) предъявляемый для экспертизы фрагмент не обязатель­но должен на­чинаться с ключевой начальной темы, которая обычно упрощает распозна­вание произведения.

Методические рекомендации

• Необходима предварительная работа по отбору материа­ла и по созда­нию звукозаписи из небольших фрагментов. Эти фрагменты заранее могут быть отделены друг от дру­га «записанными» на пленку паузами в 2–3 мин либо от­деляться непосредственно во время проведения эксперти­зы с по­мощью выключения аппаратуры воспроизведения.

• В отборе примеров целесообразно руководствоваться тре­бованием достаточной контрастности фрагментов.

• Перед проведением экспертизы можно охарактеризовать возможные уровни стилевой характеристики, среди кото­рых целесообразно выделить исторический, национальный и жанровый уровень, а также указание на конкретные му­зыкальные признаки (инструментарий, характерные инто­нации, гармонии, ритмы и т.п.). Определение имени компо­зитора и назва­ния произведения совершенно не обязательно. Более того, оно может ока­заться препятствием для активи­зации ресурсов собственно стилевого чутья и превратить сти­левую экспертизу в музыкальную викторину.

• Результаты экспертных суждений, записанные на листках, передаются педагогу, который к следующему занятию под­готавливает обобщение ре­зультатов, в которые включает­ся указание на наиболее частые оценки (на­пример: чаще всего определяется историческая эпоха, или жанр, или что-то другое), наиболее курьезные случаи расхождения.

• Непосредственно после слуховой экспертизы аудиторам сообщаются названия прослушанных ими образцов с ука­занием исторической эпохи, национальной школы и т.п., что полезно для развития стилевого чувства и приобрете­ния опыта.

232

В проводимых многократно занятиях по этой проблема­тике автор пред­лагал, в частности, следующую серию фраг­ментов:

1. И. Мошелес. Вступительное построение из «Симфонии-концерта» для фортепиано и гобоя с оркестром.

2. И. Кокконен. Pezzo giocoso из «Симфонического скетча».

3. Р. Шуман. Начало из Увертюры, скерцо и финала ор. 52.

4. Д. Доуленд. Начало из песни «I saw my lady weep».

5. А. Пярт. Псалом № 137 из произведения «An den Was­sern zu Babel saßen wir und weinten».