logo search

Задание 3 Тональность и стиль

Частота обращения к той или иной тональности в качестве основной (титульной) тональности произведения является од­ним из стилевых при­знаков, обнаруживающихся лишь при сравнительной количественной ха­рактеристике всех мажор­ных и минорных тональностей у данного компо­зитора. Такую характеристику можно получить, составив наглядную диаг­рамму в виде «полигона распределения частот». В качестве материала за­дания могут быть выбраны следующие сборники:

1. Ф. Мендельсон. Песни без слов.

2. Э.Григ. Лирические пьесы (ор. 12, 38, 43, 47, 54, 57, 62,65,68, 71).

3. По рекомендации педагога, ведущего занятия.

233

Методические рекомендации

Диаграмма распределения тональностей может быть по­строена, напри­мер, в виде горизонтальной оси двенадцати мажорных тональностей (в верхней части графика) и одно­именных минорных тональностей (в нижней части).

с

Des

D

Es

E

F

Ges

G

As

A

B

H

с

eis

d

es/dis

e

f

fis

g

gis

a

b

h

Над этой координатной осью (для мажорных произведе­ний) и под нею (для минорных) можно в виде столбиков впи­сывать подряд номера пьес в соответствии с их основной то­нальностью. Если пьеса начинается в одной тональности, а кончается в другой, она может быть зафиксирована в двух местах графика.

Дополнительным заданием тут может служить характе­ристика наибо­лее часто встречающейся тональности по ее жанровым и образным качест­вам.

Примеры частотных диаграмм тональностей приводятся в конце При­ложения.