logo
Методичка по анализу в ДОК

Тема 10. Рондо-соната.

Теоретический материал

Изучите строение рондо-сонаты. Уясните, в каких случаях она приближается к рондо, а в каких к сонате. Обратите внимание на характер тематизма и образный строй, характерный для этой формы. Сравните рондо-сонату с рондо: обратите внимание на тональное соотношение первого и третьего эпизодов в рондо-сонате – оно такое же, как и в сонатной форме, а также на повторение темы первого эпизода в третьем (этого нет в рондо). Обратите также внимание на повторение темы главной партии (первого эпизода) перед репризой в основной тональности (этого нет в сонате). Помня эти закономерности формы рондо-сонаты, вы не ошибетесь в идентификации формы, не спутаете ее ни с рондо, ни с сонатой.

При определении формы рондо-сонаты, учитывайте особенности ее применения (преимущественно в финалах сонат, симфоний, концертов).

Обратите внимание на характер, строение и способы развития тем, свойственные рондо или сонате, а также на наличие эпизода или разработки.

Ответьте на вопросы

  1. Черты рондо в рондо-сонате.

  2. Черты сонатной формы в рондо-сонате.

  3. Область применения рондо-сонаты.

  4. Определение рондо-сонаты.

  5. Как отличить рондо-сонату от рондо?

  6. Как отличить рондо-сонату от сонаты?

  7. В каких случаях рондо-соната ближе к рондо, в каких к сонате?

  8. Форма главной партии в рондо-сонате?

  9. Форма центрального эпизода в рондо-сонате?

  10. Тональности какой сферы (S, D) используются в центральном эпизоде?

Методические указания

Анализируя произведение, опишите характер тем, отметьте из жанровые черты.

Рассмотрите строение главной партии и объясните, для какой формы оно характерно – рондо или сонатной. Объясните все проведения темы рефрена и обратите внимание на ее изменения при повторениях.

Определите тональность и форму побочной партии. Отметьте, чем она отличается от типичной побочной партии сонатной формы.

Рассмотрите роль в форме связующей и заключительной партиях, обратите внимание на их строение. Особо отметьте возможное введение новой темы в связующую партию.

Если рондо-соната содержит эпизод, расскажите о характере его тематического материала. Определите форму и тональное соотношение эпизода с рефреном. Опишите характер введения эпизода и возвращения к рефрену.

Если рондо-соната содержит разработку, проанализируйте ее так же, как и разработку сонатной формы.

Определите коду в форме. Рассмотрите, какие темы рондо-сонаты в ней использованы. Укажите на признаки заключительного типа изложения музыкального материала.

Пример анализа рондо-сонаты - на с. 51 – 53.