Тема 10. Рондо-соната.
Теоретический материал
Изучите строение рондо-сонаты. Уясните, в каких случаях она приближается к рондо, а в каких к сонате. Обратите внимание на характер тематизма и образный строй, характерный для этой формы. Сравните рондо-сонату с рондо: обратите внимание на тональное соотношение первого и третьего эпизодов в рондо-сонате – оно такое же, как и в сонатной форме, а также на повторение темы первого эпизода в третьем (этого нет в рондо). Обратите также внимание на повторение темы главной партии (первого эпизода) перед репризой в основной тональности (этого нет в сонате). Помня эти закономерности формы рондо-сонаты, вы не ошибетесь в идентификации формы, не спутаете ее ни с рондо, ни с сонатой.
При определении формы рондо-сонаты, учитывайте особенности ее применения (преимущественно в финалах сонат, симфоний, концертов).
Обратите внимание на характер, строение и способы развития тем, свойственные рондо или сонате, а также на наличие эпизода или разработки.
Ответьте на вопросы
-
Черты рондо в рондо-сонате.
-
Черты сонатной формы в рондо-сонате.
-
Область применения рондо-сонаты.
-
Определение рондо-сонаты.
-
Как отличить рондо-сонату от рондо?
-
Как отличить рондо-сонату от сонаты?
-
В каких случаях рондо-соната ближе к рондо, в каких к сонате?
-
Форма главной партии в рондо-сонате?
-
Форма центрального эпизода в рондо-сонате?
-
Тональности какой сферы (S, D) используются в центральном эпизоде?
Методические указания
Анализируя произведение, опишите характер тем, отметьте из жанровые черты.
Рассмотрите строение главной партии и объясните, для какой формы оно характерно – рондо или сонатной. Объясните все проведения темы рефрена и обратите внимание на ее изменения при повторениях.
Определите тональность и форму побочной партии. Отметьте, чем она отличается от типичной побочной партии сонатной формы.
Рассмотрите роль в форме связующей и заключительной партиях, обратите внимание на их строение. Особо отметьте возможное введение новой темы в связующую партию.
Если рондо-соната содержит эпизод, расскажите о характере его тематического материала. Определите форму и тональное соотношение эпизода с рефреном. Опишите характер введения эпизода и возвращения к рефрену.
Если рондо-соната содержит разработку, проанализируйте ее так же, как и разработку сонатной формы.
Определите коду в форме. Рассмотрите, какие темы рондо-сонаты в ней использованы. Укажите на признаки заключительного типа изложения музыкального материала.
Пример анализа рондо-сонаты - на с. 51 – 53.
- Приложение №2……………………………………………………...50.
- Тема 1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.
- Тема 2 Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды.
- Тема 3 Простые формы
- Тема 4 Сложные формы. Сложная трехчастная форма. Сложная двухчастная форма.
- Тема 5. Промежуточные формы. Концентрическая форма.
- Тема 6. Рондо и его исторические разновидности
- Тема 7 Вариационная форма
- Тема 8 . Сонатная форма
- Тема 9. Разновидности сонатной формы. Сонатная форма без разработки, с эпизодом в разработке, с эпизодом вместо разработки
- Тема 10. Рондо-соната.
- Тема 11. Циклические формы
- Тема 12 Полифонические формы.
- Тема 13 Вокальные формы
- Л. Бетховен. Финал Сонаты №4 для фортепиано.
- Л. Бетховен. Рондо c-dur op.51 №1
- Романс Чайковского «То было раннею весной»
- А. Бородин. Каватина Владимира из оперы «Князь Игорь»
- В. А. Моцарт. Соната f-dur . K.V.280. Часть I
- Ф. Шопен Ноктюрн cis-moll op.27 №1
- Шопен Соната №3 си минор (часть 1)
- П. И. Чайковский, «Белые ночи»
- М. Мусоргский «Гном» из цикла «Картинки с выставки»
- Экоссез
- Мазурка
- Р. Шуман «Незнакомец» из «Альбома для юношества»