logo
Методичка по анализу в ДОК

Тема 2 Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды.

Теоретический материал

Изучая период, отметьте роль этой формы в общей структуре произведения, ее художественные возможности. Изучите разновидности периода и особенности его строения. В связи с этим обратите внимание на относительную законченности музыкальной мысли, излагаемой в периоде, на гармонические средства ее завершения. Подробно изучите основные черты экспозиционного изложения музыкального материала в периоде.

Ответьте на вопросы

  1. Определение периода.

  2. Признаки границ периода.

  3. Классификация простых периодов.

  4. Чем отличается предложение от модулирующего периода?

  5. Чем отличается период повторного строения от повторенного периода?

  6. Как отличить сложный период от повторенного периода?

  7. Какими бывают неквадратные периоды?

  8. Чем отличается расширение от дополнения?

  9. Назвать средства расширения?

  10. Назвать средства дополнения?

Методические указания

Анализируя произведение, правильно определите, где заканчивается период. Для этого нужно обратить внимание на повторение темы или появление нового музыкального материала, на возникновение пауз, завершенных гармонических каденций, смену тональности, фактуры, тембров, регистров. Укажите, в чем проявляется экспозиционность изложения музыкального материала.

Подробно опишите характер музыки и расскажите, какими выразительными средствами он выявляется.

Определите вид периода. Для этого рассмотрите, делится ли он на предложения. Если делится, укажите на степень сходства между ними. Если предложений четыре, проанализируйте их каденции и проверьте, можно ли определить период как сложный. Обратите внимание на тональность, в которой заканчивается период. Объясните гармонические соотношения между предложениями.

Определите метрическую структуру периода (квадратность или неквадратность). Объясните выбор композитором данной структуры (зависимость от эстетических тенденций времени, жанровых особенностей произведения или характерных черт стиля композитора, национальной школы).

Укажите на наличие вводного построения, а также дополнений или расширений в периоде. Рассмотрите второе предложение. Если оно увеличено по сравнению с первым, определите тематические и гармонические средства увеличения (например, секвенция, прерванная или несовершенная каденция).

Познакомьтесь также с ненормативными видами периода; периодом из трех предложений и трехчастным периодом (период с репризой). Для того чтобы не ошибиться в их определении, рассмотрите тематический материал, а также тональный план второго предложения и сравните их с крайними разделами периода.