Тема 13 Вокальные формы
Теоретический материал
Обратите внимание на применение простых форм в романсах, отметьте специфику их применения в этом жанре. Выучите названия вокальных форм, их отличительные черты. Обратите внимание на постепенное усложнение вокальных форм в приведенной в программе-конспекте классификации.
Ответьте на вопросы
-
Назвать вокальные формы.
-
С чем связано преимущественное использование в романсах контрастных простых форм?
-
Чем отличается куплетно-вариационная от куплетно-вариантной формы?
-
С какими жанрами связано применение сквозной формы?
Методические указания
Определите с самого начала анализа, является ли произведение примером применения простых форм в вокальной музыке или его структура относится к специфически вокальным формам. Это поможет вам наметить путь дальнейшего анализа. Если это вокальная форма, четко определите ее разновидность, обратите внимание на связь музыки и слова.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мазель Л. Строение музыкальных произведений [Книга]. - Москва : "Музыка", 1979. – 536 с.
2. Способин И. Музыкальная форма [Книга]. - Москва : "Музыка", 1984. – 400 с.
3. Шайхутдинова Е. Рабочая программа по анализу музыкальных произведений [б.н.]. - Октябрьский , 2003. - 37 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Примерные планы анализа стиля и жанра.
Общая характеристика музыкального направления
-
Значимость данного направления
-
Социальная обусловленность данного направления
-
Характерные темы, жанры, тенденции преобразования музыкальных выразительных средств
-
Связи данного направления с явлениями в других областях искусства данного периода
-
Связи данного направления c различными явлениями (прежде всего - музыкальными) предшествующих и последующих периодов
Общая характеристика стиля композитора
-
Основные области творчества композитора, важнейшие произведения
-
Связь творчества композитора с социальными и культурными особенностями данного периода
-
Связь творчества композитора с соответствующими художественными направлениями и традициями
-
Связь творчества композитора с бытовой музыкой (в первую очередь с родным фольклором)
-
Ведущие идеи, основные образные сферы.
-
Основные черты музыкального языка, характерные принципы формообразования
-
Историческое значение творчества композитора
Общая характеристика оперного творчества композитора
-
Значение опер в творчестве композитора
-
Характерные сюжеты, жанры.
-
Соотношение словесного текста, драматического действия и музыки
-
Характерные черты драматургии (значение принципов музыкальной драмы, темп действия, соотношение драматических, лирических и эпических элементов, соотношение массовых сцен и сцен с участием малого количества персонажей)
-
Соотношение вокальных и оркестровых партий, их значение
-
Преобладающий тип (типы) вокальной мелодики. Принципы композиции
-
Значение принципов музыкального формообразования
-
Эволюция оперного творчества композитора (в случае её отчётливой выраженности)
-
Связь оперного творчества композитора с соответствующей традиций (традициями)
Общая характеристика камерного вокального творчества композитора
-
Значение камерных вокальных произведений в творчестве композитора
-
Характерные темы, сюжеты, идеи. Жанры
-
Черты театральности (в случае их отчетливой выраженности)
-
Соотношение словесного текста и музыки
-
Соотношение вокальной и инструментальной партий и их значение
-
Преобладающий тип (типы) вокальной мелодики
-
Значение типовых формул инструментального сопровождения
-
Значение принципа сквозного строения (в случае его отчетливой выраженности)
-
Эволюция камерного вокального творчества композитора. Связь камерного вокального творчества композитора с соответствующей традицией (традициями)
Общая характеристика балетного творчества композитора
-
Значение балетов в творчестве композитора
-
Характерные сюжеты. Жанры. Соотношение драматического действия, хореографии и музыки
-
Значение традиционных типов танцев (классический, характерный)
-
Принципы композиции. Значение принципов музыкального формообразования
-
Эволюция балетного творчества композитора (в случае ее отчетливой выраженности)
-
Связь балетного творчества композитора с соответствующей традицией (традициями)
Общая характеристика ораториально-кантатного творчества композитора
-
Значение произведений ораториально-кантатного типа в творчестве композитора
-
Характерные сюжеты, идейные концепции
-
Жанры. Степень театрализации
-
Соотношение словесного текста и музыки
-
Соотношение вокальных и инструментальных партий и их значение.
-
Преобладающий тип (типы) вокальной мелодики
-
Принципы композиции. Значение принципов музыкального формообразования
-
Эволюция ораториально-кантатного творчества композитора (в случае ее отчетливой выраженности)
-
Связь ораториально-кантатного творчества композитора с соответствующей традицией (традициями)
Разбор отдельного номера оперы, оратории, кантаты
-
Сюжетная основа, образно-эмоциональный характер, жанровые черты части в целом
-
Роль номер в драматическом произведении; форма и главная тональность
-
Наиболее существенные музыкальные выразительные средства
-
Основные разделы, динамика развития
Анализ инструментальной миниатюры
-
Образно-эмоциональный характер пьесы в целом, программа (при ее наличии)
2. Жанровые черты. Форма, главная тональность
3. Образно-эмоциональный характер и наиболее существенные выразительные средства музыки основных частей пьесы (главным образом, тематического материала)
4. Динамика развития (в случае ее отчетливой выраженности), важнейшие средства ее реализации
5. Характерные черты стиля композитора в пьесе
6. Связь пьесы с соответствующей традицией (традициями)
Анализ инструментального цикла миниатюр
-
Образно-эмоциональный характер цикла, программа (при ее наличии)
-
Композиция цикла. Группировка входящих в цикл пьес но их образному характеру и жанровым признакам
-
Важнейшие средства объединения пьес в цикле
-
Общий образно-эмоциональный характер и важнейшие выразительные средства музыки некоторых пьес, входящих в цикл
-
Значение цикла в творчестве композитора
-
Характерные черты стиля композитора в цикле
-
Связь цикла с традицией (традициями)
Анализ вокальной миниатюры
При разборе вокальной миниатюры нужно руководствоваться планом раздела "Анализ инструментальной миниатюры", дополнив его следующими пунктами:
1. Соотношение словесного текста и музыки
2. Соотношение вокальной и инструментальной партий и их значение
3. Склад вокальной и инструментальной партий.
Анализ вокального цикла миниатюр
При разборе вокального цикла миниатюр нужно руководствоваться планом раздела "Анализ инструментального цикла миниатюр", дополнив его следующими пунктами:
1.Соотношение словесного текста и музыки
2.Соотношение вокальной и инструментальной партий и их значение
3.Преобладающий склад вокальной и инструментальной партий.
Анализ инструментального произведения, написанного в форме сонатно-симфонического цикла
-
Образно-эмоциональный характер произведения в целом, программа (при ее наличии)
-
Жанровые черты
-
Композиция цикла, главная тональность
-
Содержание, строение и музыкальный язык каждой части цикла: образно-эмоциональный характер и главные жанровые черты части в целом, ее роль в драматургии цикла; форма и главная тональность части; образно-эмоциональный характер и наиболее существенные выразительные средства музыки основных разделов части (главным образом, тематического материала); динамика развития в части в целом и отдельных разделах (в случае ее отчетливой выраженности), важнейшие средства ее реализации
-
Важнейшие средства объединения частей в цикле
-
Значение произведения в творчестве композитора
-
Характерные черты стиля композитора в произведении
-
Связь произведения с традицией (традициями)
Анализ крупного одночастного инструментального произведения
-
Образно-эмоциональный характер произведения в целом, программа (при ее наличии)
-
Жанровые черты. Форма, главная тональность
-
Образно-эмоциональный характер и наиболее существенные выразительные средства музыки основных разделов произведения (главным образом тематического материала)
-
Динамика развития в произведении в целом и отдельных разделах (в случае ее отчетливой выраженности)
-
Значение произведения в творчестве композитора
-
Характерные черты стиля композитора в произведении
-
Связь произведения с традицией (традициями)
Анализ оперы
-
Сюжет. Жанровые черты
-
Соотношение словесного текста, драматического действия и музыки
-
Характерные черты драматургии (значение принципов музыкальной драмы, темп действия, соотношение драматических, лирических и эпических элементов, соотношение массовых сцен и сцен с участием малого количества персонажей), Соотношение вокальных и оркестровых партий и их значение
-
Преобладающий тип (типы) вокальной мелодики
-
Композиция. Значение принципов музыкального формообразования
-
Музыкальные средства объединения частей оперы (номеров, сцен, картин, актов)
-
Наиболее существенные музыкальные средства характеристики основных персонажей (при наличии значительных массовых сцен - и средства характеристики, примененные в этих сценах)
-
Динамика развития основных образов (в случае ее отчетливой выраженности), важнейшие средства ее реализации
-
Значение произведения в творчестве композитора
-
Характерные черты стиля композитора в произведении
-
Связь произведения с традицией (традициями)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Аналитические этюды
- Приложение №2……………………………………………………...50.
- Тема 1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.
- Тема 2 Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды.
- Тема 3 Простые формы
- Тема 4 Сложные формы. Сложная трехчастная форма. Сложная двухчастная форма.
- Тема 5. Промежуточные формы. Концентрическая форма.
- Тема 6. Рондо и его исторические разновидности
- Тема 7 Вариационная форма
- Тема 8 . Сонатная форма
- Тема 9. Разновидности сонатной формы. Сонатная форма без разработки, с эпизодом в разработке, с эпизодом вместо разработки
- Тема 10. Рондо-соната.
- Тема 11. Циклические формы
- Тема 12 Полифонические формы.
- Тема 13 Вокальные формы
- Л. Бетховен. Финал Сонаты №4 для фортепиано.
- Л. Бетховен. Рондо c-dur op.51 №1
- Романс Чайковского «То было раннею весной»
- А. Бородин. Каватина Владимира из оперы «Князь Игорь»
- В. А. Моцарт. Соната f-dur . K.V.280. Часть I
- Ф. Шопен Ноктюрн cis-moll op.27 №1
- Шопен Соната №3 си минор (часть 1)
- П. И. Чайковский, «Белые ночи»
- М. Мусоргский «Гном» из цикла «Картинки с выставки»
- Экоссез
- Мазурка
- Р. Шуман «Незнакомец» из «Альбома для юношества»