Тема 12 Полифонические формы.
Теоретический материал
Выясните основные признаки полифонического многоголосия, обратите внимание на такие характерные его черты, как развитость голосов, линеарность, гармоническая (высотная) и ритмическая (временная) соотнесенность при функциональной самостоятельности каждого голоса, текучесть благодаря несовпадению каденций и кульминаций. Отметьте различие полифонии строгого и свободного письма. Обратите внимание на отличительные черты полифонии строгого стиля - объективность образов, диатоническая основа, уравновешенность линий, соразмерность ритма, преобладание консонансов и применение диссонансов в зависимости от них. Запомните жанры полифонии строго стиля: мотет, месса, мадригал.
Характерные черты полифонии свободного стиля– применение его, главным образом, в инструментальной музыке, мажорно-минорная основа, связь с гармонией, использование диссонансов без приготовления, но с разрешением, включение в гомофонные формы.
Отметьте новые тенденции в полифонии XX века - новые тональные (в том числе и политональность) и атональные средства, использование диссонансов без приготовления и разрешения, полифония пластов, гипермногоголосие, употребление традиционных приемов в предельно усложненном виде. Обратите внимание на взаимовлияние полифонических и гомофонных форм в современной полифонии.
Выучите основные определения полифонии: тема, имитация, пропоста, риспоста, ответ, канон, каноническая секвенция. Отметьте возможные преобразования темы: увеличение, уменьшение, инверсия (тема в обращении), ракоход, ракоходная инверсия. Обратите внимание на различные виды контрапункта - простой и сложный контрапункт, разновидности сложного контрапункта.
Запомните названия полифонических форм – фуга, фугетта, фугато, инвенция.
Ответьте на вопросы
-
Что такое контрапункт?
-
Эпоха господства строгого стиля в полифонии (назвать века).
-
Эпоха господства свободного стиля в полифонии (назвать века).
-
Жанры полифонии строгого письма.
-
Вершинный жанр полифонии свободного стиля.
-
Виды полифонии.
-
Определение имитации.
-
Что такое пропоста, риспоста?
-
Что показывает интервал вступления, расстояние вступления голосов?
-
Определение канона и канонической секвенции.
-
Назвать приемы преобразования темы в полифонии.
-
Дать определение фугато, фугетте, инвенции.
-
Определение фуги.
-
Основные составляющие элементы фуги.
-
Что такое «тональный ответ», «реальный ответ»?
-
Что такое «противосложение», «удержанное противосложение»?
-
Что такое «интермедия»?
-
Что такое «стретта»?
-
Что такое экспозиция фуги?
-
Что такое контрэкспозиция, дополнительное проведение?
-
Что такое сложная фуга?
-
Область применения фуги.
Методические указания
При анализе фуги в первую очередь обратите внимание на тему (каков ее характер и протяженность). Определите тип ответа – реальный или тональный, объясните, почему использован тот или иной вид ответа. Найдите все проведения темы, обратите внимание на ее преобразования Выясните, является ли противосложение удержанным или нет. Определите границу экспозиции и разработочно-репризной части фуги, помня о том, что окончание экспозиции может не совпадать с границей первой части фуги. Чтобы определить окончание первой части фуги, надо найти каденцию, завершающую первую часть. Найдите интермедии. Выясните, имеются ли в фуге дополнительные проведения или контрэкспозиция. При анализе разработочно-репризной части подробно рассмотрите тональный план этого раздела, обратите внимание на преобразования темы, стреттные проведения, определите вид стретты ( простая или магистральная).
- Приложение №2……………………………………………………...50.
- Тема 1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.
- Тема 2 Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды.
- Тема 3 Простые формы
- Тема 4 Сложные формы. Сложная трехчастная форма. Сложная двухчастная форма.
- Тема 5. Промежуточные формы. Концентрическая форма.
- Тема 6. Рондо и его исторические разновидности
- Тема 7 Вариационная форма
- Тема 8 . Сонатная форма
- Тема 9. Разновидности сонатной формы. Сонатная форма без разработки, с эпизодом в разработке, с эпизодом вместо разработки
- Тема 10. Рондо-соната.
- Тема 11. Циклические формы
- Тема 12 Полифонические формы.
- Тема 13 Вокальные формы
- Л. Бетховен. Финал Сонаты №4 для фортепиано.
- Л. Бетховен. Рондо c-dur op.51 №1
- Романс Чайковского «То было раннею весной»
- А. Бородин. Каватина Владимира из оперы «Князь Игорь»
- В. А. Моцарт. Соната f-dur . K.V.280. Часть I
- Ф. Шопен Ноктюрн cis-moll op.27 №1
- Шопен Соната №3 си минор (часть 1)
- П. И. Чайковский, «Белые ночи»
- М. Мусоргский «Гном» из цикла «Картинки с выставки»
- Экоссез
- Мазурка
- Р. Шуман «Незнакомец» из «Альбома для юношества»