logo
Методичка по анализу в ДОК

Тема 12 Полифонические формы.

Теоретический материал

Выясните основные признаки полифонического многоголосия, обратите внимание на такие характерные его черты, как развитость голосов, линеарность, гармоническая (высотная) и ритмическая (временная) соотнесенность при функциональной самостоятельности каждого голоса, текучесть благодаря несовпадению каденций и кульминаций. Отметьте различие полифонии строгого и свободного письма. Обратите внимание на отличительные черты полифонии строгого стиля - объективность образов, диатоническая основа, уравновешенность линий, соразмерность ритма, преобладание консонансов и применение диссонансов в зависимости от них. Запомните жанры полифонии строго стиля: мотет, месса, мадригал.

Характерные черты полифонии свободного стиля– применение его, главным образом, в инструментальной музыке, мажорно-минорная основа, связь с гармонией, использование диссонансов без приготовления, но с разрешением, включение в гомофонные формы.

Отметьте новые тенденции в полифонии XX века - новые тональные (в том числе и политональность) и атональные средства, использование диссонансов без приготовления и разрешения, полифония пластов, гипермногоголосие, употребление традиционных приемов в предельно усложненном виде. Обратите внимание на взаимовлияние полифонических и гомофонных форм в современной полифонии.

Выучите основные определения полифонии: тема, имитация, пропоста, риспоста, ответ, канон, каноническая секвенция. Отметьте возможные преобразования темы: увеличение, уменьшение, инверсия (тема в обращении), ракоход, ракоходная инверсия. Обратите внимание на различные виды контрапункта - простой и сложный контрапункт, разновидности сложного контрапункта.

Запомните названия полифонических форм – фуга, фугетта, фугато, инвенция.

Ответьте на вопросы

  1. Что такое контрапункт?

  2. Эпоха господства строгого стиля в полифонии (назвать века).

  3. Эпоха господства свободного стиля в полифонии (назвать века).

  4. Жанры полифонии строгого письма.

  5. Вершинный жанр полифонии свободного стиля.

  6. Виды полифонии.

  7. Определение имитации.

  8. Что такое пропоста, риспоста?

  9. Что показывает интервал вступления, расстояние вступления голосов?

  10. Определение канона и канонической секвенции.

  11. Назвать приемы преобразования темы в полифонии.

  12. Дать определение фугато, фугетте, инвенции.

  13. Определение фуги.

  14. Основные составляющие элементы фуги.

  15. Что такое «тональный ответ», «реальный ответ»?

  16. Что такое «противосложение», «удержанное противосложение»?

  17. Что такое «интермедия»?

  18. Что такое «стретта»?

  19. Что такое экспозиция фуги?

  20. Что такое контрэкспозиция, дополнительное проведение?

  21. Что такое сложная фуга?

  22. Область применения фуги.

Методические указания

При анализе фуги в первую очередь обратите внимание на тему (каков ее характер и протяженность). Определите тип ответа – реальный или тональный, объясните, почему использован тот или иной вид ответа. Найдите все проведения темы, обратите внимание на ее преобразования Выясните, является ли противосложение удержанным или нет. Определите границу экспозиции и разработочно-репризной части фуги, помня о том, что окончание экспозиции может не совпадать с границей первой части фуги. Чтобы определить окончание первой части фуги, надо найти каденцию, завершающую первую часть. Найдите интермедии. Выясните, имеются ли в фуге дополнительные проведения или контрэкспозиция. При анализе разработочно-репризной части подробно рассмотрите тональный план этого раздела, обратите внимание на преобразования темы, стреттные проведения, определите вид стретты ( простая или магистральная).