Л. Бетховен. Рондо c-dur op.51 №1
Это произведение представляет типичный образец классического пятичастного рондо.
Рефрен написан в простой двухчастной репризной форме. Основная тема рефрена песенно-танцевального характера, легкая, изящная, непринужденная, грациозная и живая. Первая часть – период повторного строения с половинной каденцией на доминанте в конце первого предложения и полной совершенной в конце периода. В середине появляется более активный элемент (движение по звукам трезвучия и стаккато), но он лишь слегка контрастирует теме первой части. Оживленное движение шестнадцатыми завершает середину. Реприза в точности повторяет второе предложение первой части.
Первый эпизод малосамостоятелен по тематизму. В его основе – материал из середины рефрена. Эпизод излагается в доминантовой тональности G-dur. Он более разнообразен по типам движения и отличается большей живостью и радостным настроением. Ближе к концу начинает преобладать моторика, общие формы движения – гаммы и кружащиеся быстрые мотивы, «фигуры бега».
Далее следует связка к рефрену, представляющая собой доминантовый предыкт на материале рефрена. Длительное обыгрывание доминанты приводит к долгожданной тонике. Начинается второе проведение рефрена. Оно сокращено. Проводится лишь первый период с небольшим ритмическим варьированием второго предложения – добавляется мелодическая фигурация.
Резким контрастом вводится второй эпизод в тональности c-moll. Внезапное переключение в одноименный минор неожиданно и разительно меняет колорит. Эпизод отличается мрачно-драматическим характером: строгие и даже грозные аккорды f c преобладанием септаккордов (D43 , отклонение в S, альтерированная S в серединной каденции первой части эпизода) чередуются с активными взлетами по звукам аккордов и нисходящими пассажами из хореических мотивов, напоминающими взволнованную человеческую речь (аналогичное движение присутствует в теме главной партии 17 сонаты Бетховена). В конце первой части эпизода, который написан в простой трехчастной форме, происходит модуляция в параллельный мажор, настраивая на светлый колорит середины.
Середина построена на теме, напоминающей интонационно и ритмически тему середины рефрена и возвращает радостное и непринужденное настроение. Подобная интонационная связь второго эпизода с рефреном является особенностью этого рондо и способствует единству и целостности формы.
Вместе с репризой начальной темы рефрена возвращается драматизм.
За этим эпизодом следует небольшая, но очень активная связка (восходящие репетиции звуков со «стучащим» ритмом), которая подводит к ложному рефрену в As-dur.
В середине ложного рефрена в c-moll звучит тема середины рефрена, уступающая место хроматическим пассажам, которые подводили к ложному рефрену.
Последнее проведение рефрена изменено. Изменения касаются как его протяженности (отсутствует реприза), так и тематизма (проникновение материала из предыдущей связки (хроматические пассажи) и варьирование мелодии с помощью мелодических фигураций. Рефрен разомкнут и перерастает в коду.
Кода отличается масштабностью и представляет собой синтетических тип коды, объединяя материал рефрена, второго эпизода и связок. Она состоит из трех разделов. В первом неустойчиво в постоянных отклонениях звучит основная тема рефрена (C-dur, c-moll, Des-dur). Общие формы движения (арпеджированные пассажи, напоминающие о втором эпизоде) подводят к новому разделу коды, где господствует основная тональность рондо. Вновь возвращается тема рефрена, которая звучит на D – органном пункте. Этот раздел перерастает в связку (вновь хроматические пассажи) к заключительному разделу, в которой чередуется материал рефрена и второго эпизода, но в основной тональности C-dur.
Таким образом, рондо С-dur Бетховена представляет собой форму, пронизанную сквозным развитием и единством. Этому способствует обилие связующих разделов, интонационное родство одного из разделов центрального эпизода и рефрена, а также кода, объединяющая в себе весь материал рондо.
- Приложение №2……………………………………………………...50.
- Тема 1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.
- Тема 2 Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды.
- Тема 3 Простые формы
- Тема 4 Сложные формы. Сложная трехчастная форма. Сложная двухчастная форма.
- Тема 5. Промежуточные формы. Концентрическая форма.
- Тема 6. Рондо и его исторические разновидности
- Тема 7 Вариационная форма
- Тема 8 . Сонатная форма
- Тема 9. Разновидности сонатной формы. Сонатная форма без разработки, с эпизодом в разработке, с эпизодом вместо разработки
- Тема 10. Рондо-соната.
- Тема 11. Циклические формы
- Тема 12 Полифонические формы.
- Тема 13 Вокальные формы
- Л. Бетховен. Финал Сонаты №4 для фортепиано.
- Л. Бетховен. Рондо c-dur op.51 №1
- Романс Чайковского «То было раннею весной»
- А. Бородин. Каватина Владимира из оперы «Князь Игорь»
- В. А. Моцарт. Соната f-dur . K.V.280. Часть I
- Ф. Шопен Ноктюрн cis-moll op.27 №1
- Шопен Соната №3 си минор (часть 1)
- П. И. Чайковский, «Белые ночи»
- М. Мусоргский «Гном» из цикла «Картинки с выставки»
- Экоссез
- Мазурка
- Р. Шуман «Незнакомец» из «Альбома для юношества»