Тема 7 Вариационная форма
Теоретический материал
Приступая к изучению формы вариаций, определите сущность вариационного метода и отличия его от разработочного. Отметьте для себя суть различных проявлений вариационного метода – вариационности и вариантности.
При изучении строения и художественных возможностей вариационной формы обратите внимание на отсутствие установленного числа вариаций и зависимость их количества от условий применения вариационной формы (самостоятельное произведение или часть цикла).
Изучите классификацию вариационных форм. Разделите их по следующим принципам: 1) использование в определенные исторические периоды; 2) характер тематизма и степень его изменения; 3) способы варьирования; 4) степень самостоятельности вариаций.
При изучении вариаций на выдержанную мелодию, обратите внимание на широкое распространение это формы в творчестве русских композиторов.
При изучении структуры неоднотемных вариаций, обратите внимание на различные способы введения второй темы.
Ответьте на вопросы
-
Что такое вариационный метод развития и чем он отличается от разработочного?
-
Можно ли считать вариации жанром? Почему?
-
Исторические корни вариационной формы.
-
Назвать исторически сложившиеся типы вариационной формы.
-
Что такое basso ostinato, soprano ostinato?
-
В творчестве каких композиторов часто встречается форма basso ostinato?
-
С какими жанрами связана форма basso ostinato?
-
Какой тип образности воплощался в вариациях на выдержанный бас?
-
Каковы отличительные черты темы в вариациях на выдержанный бас?
-
Какой пласт фактуры варьируется в вариациях basso ostinato?
-
Какое варьирование (полифоническое или гармоническое) является преобладающим в вариациях на выдержанный бас?
-
Что общего между вариациями basso ostinato и строгими?
-
В рамках какого стиля сформировались строгие орнаментальные вариации?
-
Что такое «общескрепляющий комплекс»?
-
Чем отличаются строгие вариации от свободных?
-
Какой вид варьирования предполагают классические вариации?
-
Бывают ли жанрово-характерные вариации строгими?*
-
В чем проявляется свобода в свободных жанрово-характерных вариациях?
-
Почему свободные вариации называют жанрово-характерными?
-
Какие виды контраста возможны в строгих орнаментальных вариациях?
-
Перечислить средства, способствующие цельности вариационного цикла.
-
Какие вариации называют неоднотемными?
-
Назовите возможные варианты строения двойных вариаций.
-
Почему вариации soprano ostinato называют «глинкинскими»?
-
Какое варьирование предполагают вариации soprano ostinato?
-
Назовите примеры использования вариаций soprano ostinato в отечественной и зарубежной музыке.
Методические указания
При анализе вариаций на выдержанный бас охарактеризуйте образный строй музыки. В связи с этим внимательно рассмотрите характеристики темы: мелодию и ритмический рисунок, ладовую окраску, диапазон. Обратите внимание на контраст двух образных планов, связанных с неизменно повторяющимся басом и свободно развивающимися верхними голосами. Укажите музыкальные средства достижения этого контраста. Подробно остановитесь на роли полифонии в создании связности изложения, единства формы. Выделите группы вариаций, определите признаки других форм.
При анализе строгих вариаций подробно остановитесь на характеристике темы. Рассмотрите ее средства выразительности, отметьте связи с теми или иными жанрами. Укажите на особенности изложения музыкального материала темы. Для этого подробно проанализируйте мелодию, гармонию, фактуру, ритм, темп, динамику. Определите форму темы. Расскажите, какие элементы темы сохраняются неизменными, к какие подвергаются варьированию. Проследите изменения мелодии, аккомпанемента, фактуры в каждой вариации. Особо отметьте полифонические приемы развития, изменения лада в отдельных вариациях. Рассмотрите вариационный цикл в целом. Укажите средства достижения темпового контраста и объясните его необходимость. Определите музыкальные средства, придающие форме целостность. Для этого выделите группы, в которые объединяются вариации, и найдите принципы объединений (общность фактуры, накопление ритмического движения, наличие репризности и т.д.). Отметьте мотивные, фактурные и другие связи несоседних вариаций и средства завершения формы. Определите вариации, приобретающие значение репризы, коды. Определите их роль в цикле.
Охарактеризуйте образный строй жанрово-характерных вариаций в связи с художественным периодом и стилем композитора. Укажите на признаки жанрово-характерных, свободных вариаций. В связи с этим определите жанровые связи каждой вариации, объясните, в чем проявляется индивидуальность ее образного строя. Укажите, какой элемент темы используется и как он изменяется в каждой вариации.
Отметьте все различия в форме, гармоническом языке темы и вариаций. Проанализируйте тональные соотношения вариаций и определите их выразительное и колористическое значение. Обратите внимание также на фактурное разнообразие вариационного цикла, особо отметьте полифонические приемы изложения и развития. Найдите возможные черты сюитности в цикле. В связи с этим определите вариации, не развивающие материал темы.
Выявите многообразные связи между вариациями: тематические, тональные, фактурные. Определите группы вариаций и укажите принципы их образования. Особое внимание уделите анализу формы, фактуры, гармонии последних вариаций. Отметьте их масштабы, отсутствие четких цезур между ними. Определите их роль в строение цикла.
Анализируя произведение, написанное в форме вариаций на выдержанную мелодию, определите тип варьирования в вариациях (гармоническое, полифоническое, оркестровое). Особо отметьте изобразительные средства, придающие музыке «зримость» и яркость.
При анализе неоднотемных вариаций обратите внимание на способы введения второй темы и порядок следования вариаций на каждую из тем.
- Приложение №2……………………………………………………...50.
- Тема 1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.
- Тема 2 Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды.
- Тема 3 Простые формы
- Тема 4 Сложные формы. Сложная трехчастная форма. Сложная двухчастная форма.
- Тема 5. Промежуточные формы. Концентрическая форма.
- Тема 6. Рондо и его исторические разновидности
- Тема 7 Вариационная форма
- Тема 8 . Сонатная форма
- Тема 9. Разновидности сонатной формы. Сонатная форма без разработки, с эпизодом в разработке, с эпизодом вместо разработки
- Тема 10. Рондо-соната.
- Тема 11. Циклические формы
- Тема 12 Полифонические формы.
- Тема 13 Вокальные формы
- Л. Бетховен. Финал Сонаты №4 для фортепиано.
- Л. Бетховен. Рондо c-dur op.51 №1
- Романс Чайковского «То было раннею весной»
- А. Бородин. Каватина Владимира из оперы «Князь Игорь»
- В. А. Моцарт. Соната f-dur . K.V.280. Часть I
- Ф. Шопен Ноктюрн cis-moll op.27 №1
- Шопен Соната №3 си минор (часть 1)
- П. И. Чайковский, «Белые ночи»
- М. Мусоргский «Гном» из цикла «Картинки с выставки»
- Экоссез
- Мазурка
- Р. Шуман «Незнакомец» из «Альбома для юношества»