В. А. Моцарт. Соната f-dur . K.V.280. Часть I
Первая часть Сонаты F-dur написана в сонатной форме.
Экспозиция
Главная партия в F dur написана в форме неквадратного периода из трех предложений (4+5+3). По тематизму тема главной партии контрастна, содержит в себе 2 элемента: первый – типичное для главных партий у венских классиков движение по звукам тонического трезвучия (активный, торжественный, по-оркестровому значительный, c арпеджированным подчеркиванием первой доли) и второй – мягкий, изысканно-хроматизированный поступенный спуск, продолженный звонким бравурным бегом шестнадцатых в верхнем регистре и легкой прозрачной каденцией. Третье предложение почти повторяет второе, но оно меньше (отсутствуют первые два такта). Главная партия разомкнута, оканчивается на D, разрешением которой начинается связующая партия.
Связующая партия – активное арпеджированное движение ипровизационного типа. Это новый материал, «промежуточная тема» (такой тип связующих партий можно встретить и в других сонатах Моцарта). Ее начало относительно устойчиво в основной тональности (5 тактов), далее начинается активное модулирование (цепь секвенций в С, B, A, G). Круг замыкается возвращением в основную тональность. Связующая партия в этой сонате примечательна тем, что она не модулирует в тональность побочной партии, а лишь останавливается на своей доминанте, в тональности которой и начнется побочная партия.
Побочная партия (Сdur), также, как и главная, тематически неоднородна. Она содержит два контрастных элемента. Первый – активный и решительный октавный ход баса по звукам тонического трезвучия, второй – отвечающие ему быстрые, «суетливые» фигурации в верхнем регистре. Начало связующей партии представляет собой двукратный их диалог (8 тактов). В побочных партиях нередко бывают моменты свободного развития и явление, получившее название «прорыв» или «сдвиг», нередко направляющие развитие в сторону драматизации. В данном случае в побочную партию «прорывается» тематизм связующей, причем его наиболее действенная, секвенционная часть.Типично моцартовским заключительным кадансом с трелью заканчивается побочная партия.
Заключительная партия небольшая по масштабам и представляет собой троекратное кадансирование в тональности побочной партии (C-dur). Интонационно она связана с темой побочной партии и является ее естественным продолжением. Радостно и весело заканчивается экспозиция первой части сонаты.
Разработка
Очень небольшая по масштабам и неконфликтная. Отличается светлым мажорным колоритом, преобладают мажорные тональности. Разработка состоит из двух разделов. Первый - связан с развитием материала связующей партии. Вновь использован принцип диалога. Настойчивым триолям в басу отвечают жалобные терции и сексты в пунктирном ритме в верхнем регистре. Затем мотив верхних голосов выделяется и начинает развиваться самостоятельно: верхний пласт фактуры расслаивается на двухголосие, где происходят имитации мотива с пуктирным ритмом в сочетании с секвенционным развитием, подводя к тональности d-moll. Начинается второй раздел разработки, в котором развивается, преимущественно, тема побочной партии. Минор несколько омрачает ее колорит, но не надолго: возвращается F-dur, который вновь сменяется d-moll и возвращением материала связующей партии. Внезапный поворот к D основной тональности завершает разработку.
Реприза
Главная партия в репризе проходит без изменений, связующая – с небольшими фактурными изменениями.
Наибольшие изменения касаются побочной партии: она разрастается по масштабам (22,5 такта против 16,5 в экспозиции), наполняется разработочным развитием (как бы компенсируется недостаток разработочного развития в разработке). С 9 по 14 такты побочной партии в репризе начинаются вертикальные перестановки в голосах (прием разработочного развития), секвенцирование, происходит уплотнение фактуры. Далее все, что было в экспозиции, проходит без изменений, за исключением тональных. Заключительная партия представляет собой кадансирование в основной тональности, F-dur.
- Приложение №2……………………………………………………...50.
- Тема 1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.
- Тема 2 Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды.
- Тема 3 Простые формы
- Тема 4 Сложные формы. Сложная трехчастная форма. Сложная двухчастная форма.
- Тема 5. Промежуточные формы. Концентрическая форма.
- Тема 6. Рондо и его исторические разновидности
- Тема 7 Вариационная форма
- Тема 8 . Сонатная форма
- Тема 9. Разновидности сонатной формы. Сонатная форма без разработки, с эпизодом в разработке, с эпизодом вместо разработки
- Тема 10. Рондо-соната.
- Тема 11. Циклические формы
- Тема 12 Полифонические формы.
- Тема 13 Вокальные формы
- Л. Бетховен. Финал Сонаты №4 для фортепиано.
- Л. Бетховен. Рондо c-dur op.51 №1
- Романс Чайковского «То было раннею весной»
- А. Бородин. Каватина Владимира из оперы «Князь Игорь»
- В. А. Моцарт. Соната f-dur . K.V.280. Часть I
- Ф. Шопен Ноктюрн cis-moll op.27 №1
- Шопен Соната №3 си минор (часть 1)
- П. И. Чайковский, «Белые ночи»
- М. Мусоргский «Гном» из цикла «Картинки с выставки»
- Экоссез
- Мазурка
- Р. Шуман «Незнакомец» из «Альбома для юношества»