Тема 9. Разновидности сонатной формы. Сонатная форма без разработки, с эпизодом в разработке, с эпизодом вместо разработки
Теоретический материал
Изучите строение и особенности применения сонатной формы без разработки, сонатной формы с эпизодом, формы классического концерта. При изучении сонатной формы без разработки обратите внимание на характер тематического материала и степень его контрастности. В освоении теоретического материала по сонатной форме с эпизодом – на различные способы введения эпизода и на наличие сильного тематического и образного контраста в форме. Изучите строение классической концертной формы. Обратите внимание на наличие двух экспозиций, каденции солиста.
Ответьте на вопросы
-
Разновидности сонатной формы.
-
Характерные черты сонатной формы без разработки. В каких частях сонатно-симфонического цикла она чаще используется и почему?
-
Местоположение эпизода в сонатной форме с эпизодом вместо разработки.
-
Что такое «возвратный ход»?
-
Форма эпизода в сонатной форме с эпизодом вместо разработки.
-
Основные признаки формы классического концерта.
-
Что такое каденция в классическом концерте?
-
Местоположение каденции в классическом концерте.
-
Всегда ли в концерте используются две экспозиции?
10.Основоположник классического концерта.
Методические указания
При анализе произведения, написанного в сонатной форме без разработки, обратите внимание на тональное соотношение главной и побочной партий в экспозиции и репризе. Обратите внимание на характер тематизма и степень контраста между главной и побочной партиями, темп произведения.
При анализе произведения, написанного в сонатной форме с эпизодом, отметьте характер образного и тематического контраста экспозиции и эпизода. Укажите на особенности введения контрастного материала. Сравните в этом отношении эпизод и трио сложной трехчастной формы. Обратите внимание на возможное наличие связующего построения между эпизодом и репризой. Особо отметите применение в одной форме как самостоятельного эпизода, так и разработки.
При анализе произведения, написанного в форме классического концерта, обратите внимание на определение границ обеих экспозиций, разработки, репризы, каденции и коды.
Охарактеризуйте оркестровую экспозицию, ее роль в данной форме. Отметьте особенности тонального плана. Обратите внимание на тематический материал второй экспозиции. Сравните его с материалом первой экспозиции и определите, вводится ли во вторую экспозицию новые темы или сохраняются старые. Рассмотрите тональное соотношение тем.
Отметьте порядок следования тем в репризе и сравните его с обеими экспозициями.
Рассмотрите, какие темы используются в разработке, как они развиваются. Отметьте общий характер, тональный план и особенности строения разработки.
Определите местоположение каденции, ее гармоническую роль в форме, охарактеризуйте ее тематический материал.
В заключении укажите, в чем проявляется принцип концертности в данной сонатной форме.
Пример анализа сонатной формы без разработки - на с. 58 - 60
- Приложение №2……………………………………………………...50.
- Тема 1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.
- Тема 2 Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды.
- Тема 3 Простые формы
- Тема 4 Сложные формы. Сложная трехчастная форма. Сложная двухчастная форма.
- Тема 5. Промежуточные формы. Концентрическая форма.
- Тема 6. Рондо и его исторические разновидности
- Тема 7 Вариационная форма
- Тема 8 . Сонатная форма
- Тема 9. Разновидности сонатной формы. Сонатная форма без разработки, с эпизодом в разработке, с эпизодом вместо разработки
- Тема 10. Рондо-соната.
- Тема 11. Циклические формы
- Тема 12 Полифонические формы.
- Тема 13 Вокальные формы
- Л. Бетховен. Финал Сонаты №4 для фортепиано.
- Л. Бетховен. Рондо c-dur op.51 №1
- Романс Чайковского «То было раннею весной»
- А. Бородин. Каватина Владимира из оперы «Князь Игорь»
- В. А. Моцарт. Соната f-dur . K.V.280. Часть I
- Ф. Шопен Ноктюрн cis-moll op.27 №1
- Шопен Соната №3 си минор (часть 1)
- П. И. Чайковский, «Белые ночи»
- М. Мусоргский «Гном» из цикла «Картинки с выставки»
- Экоссез
- Мазурка
- Р. Шуман «Незнакомец» из «Альбома для юношества»