logo
Методичка по анализу в ДОК

Тема 9. Разновидности сонатной формы. Сонатная форма без разработки, с эпизодом в разработке, с эпизодом вместо разработки

Теоретический материал

Изучите строение и особенности применения сонатной формы без разработки, сонатной формы с эпизодом, формы классического концерта. При изучении сонатной формы без разработки обратите внимание на характер тематического материала и степень его контрастности. В освоении теоретического материала по сонатной форме с эпизодом – на различные способы введения эпизода и на наличие сильного тематического и образного контраста в форме. Изучите строение классической концертной формы. Обратите внимание на наличие двух экспозиций, каденции солиста.

Ответьте на вопросы

  1. Разновидности сонатной формы.

  2. Характерные черты сонатной формы без разработки. В каких частях сонатно-симфонического цикла она чаще используется и почему?

  3. Местоположение эпизода в сонатной форме с эпизодом вместо разработки.

  4. Что такое «возвратный ход»?

  5. Форма эпизода в сонатной форме с эпизодом вместо разработки.

  6. Основные признаки формы классического концерта.

  7. Что такое каденция в классическом концерте?

  8. Местоположение каденции в классическом концерте.

  9. Всегда ли в концерте используются две экспозиции?

10.Основоположник классического концерта.

Методические указания

При анализе произведения, написанного в сонатной форме без разработки, обратите внимание на тональное соотношение главной и побочной партий в экспозиции и репризе. Обратите внимание на характер тематизма и степень контраста между главной и побочной партиями, темп произведения.

При анализе произведения, написанного в сонатной форме с эпизодом, отметьте характер образного и тематического контраста экспозиции и эпизода. Укажите на особенности введения контрастного материала. Сравните в этом отношении эпизод и трио сложной трехчастной формы. Обратите внимание на возможное наличие связующего построения между эпизодом и репризой. Особо отметите применение в одной форме как самостоятельного эпизода, так и разработки.

При анализе произведения, написанного в форме классического концерта, обратите внимание на определение границ обеих экспозиций, разработки, репризы, каденции и коды.

Охарактеризуйте оркестровую экспозицию, ее роль в данной форме. Отметьте особенности тонального плана. Обратите внимание на тематический материал второй экспозиции. Сравните его с материалом первой экспозиции и определите, вводится ли во вторую экспозицию новые темы или сохраняются старые. Рассмотрите тональное соотношение тем.

Отметьте порядок следования тем в репризе и сравните его с обеими экспозициями.

Рассмотрите, какие темы используются в разработке, как они развиваются. Отметьте общий характер, тональный план и особенности строения разработки.

Определите местоположение каденции, ее гармоническую роль в форме, охарактеризуйте ее тематический материал.

В заключении укажите, в чем проявляется принцип концертности в данной сонатной форме.

Пример анализа сонатной формы без разработки - на с. 58 - 60