logo
Методичка по анализу в ДОК

Тема 3 Простые формы

Теоретический материал

Изучите закономерности строения различных видов простых музыкальных форм по учебнику и программе-конспекту. Обратите особое внимание на различие в строении репризных простой двухчастной и простой трехчастной форм, а также на понятия развивающей и контрастной форм.

Ответьте на вопросы

  1. Определение простой двухчастной формы.

  2. Разновидности простой двухчастной формы.

  3. В какой части формы находится «точка золотого сечения»?

  4. Что представляет собой реприза в простой двухчастной форме?

  5. Чем развивающая простая двухчастная форма отличается от контрастной?

  6. Что представляет собой первая часть простой трехчастной формы?

  7. Может ли быть простая трехчастная форма безрепризной?

  8. Область применения простой трехчастной формы.

  9. Главное отличие простой трехчастной формы от простой двухчастной репризной формы.

Методические указания

Определите, является форма двухчастной или трехчастной. Для этого установите количество ее частей. Если частей три, рассмотрите, насколько тематически самостоятелен третий раздел.

Чтобы правильно определить вид простой двухчастной формы, установите наличие или отсутствие в ней репризы. Отметьте возможные изменения тематического материала в репризе. Анализируя тематизм и его развитие в двухчастной репризной форме, укажите средства создания устойчивости первого периода и неустойчивости середины. Охарактеризуйте функцию каждой из частей формы.

Для правильного определения вида (контрастный или развивающий) двухчастной безрепризной формы установите, использован ли во второй части новый музыкальный материал или в ней развивается тематизм первой части.

При анализе простой двухчастной формы любого вида обратите внимание на возможное повторение частей. Отметьте характер повторения (точное или варьированное). Укажите, влияет ли повторение частей на строение и образное содержание произведения.

Для определения простой трехчастной формы выясните, достаточно ли самостоятелен третий раздел по своей структуре (период) и уравновешивает ли он в масштабном отношении первую часть. Помните также, что наличие модулирующего периода, периода единого строения, периода из трех предложений, расширений и дополнений в первой части указывает на простую трехчастную форму.

Анализируя произведение, написанное в простой трехчастной форме, охарактеризуйте образное и тематическое содержание каждой части. Рассмотрите середину в следующем порядке:

  1. Наличие новой темы или развитие тематизма первого периода

  2. Тонально-гармонический план

  3. Приемы развития темы

  4. Форма

Исходя из анализа середины, сделайте вывод о наличии контрастного или развивающего вида трехчастной формы.

При анализе репризы отметьте возможные структурные, тонально-гармонические, интонационные, ритмические и фактурные изменения тематизма по отношению к первой части. Рассмотрите также, насколько изменения в репризе влияют на характер музыки.

Если в произведении присутствуют вступительный и заключительный разделы, опишите из образное и тематическое содержание.