logo
Методичка по анализу в ДОК

Р. Шуман «Незнакомец» из «Альбома для юношества»

Двенадцатитактовая тема пьесы отвечает программному замыслу. В данном случае, воспроизводит суровый и мужественный облик «незнакомца». Композитор использует здесь принцип обобщения через жанр, применяя для характеристики героя пьесы жанровые признаки марша. Тема написана в d-moll (тональность, зачастую связанная с обрисовкой драматических образов), состоит из коротких «рубленых» фраз, напористая и энергичная. Характерными жанровыми признаками марша являются двухдольность (размер 2/4), пунктирный ритм, аккордовая фактура (аккордовое сопровождение каждого звука мелодии). Композитор подчеркивает активность не только сильных долей, гармонизуя их тоникой, но и слабых, применяя маркато.

Тема представляет собой период из трех предложений типа abb, модулирующий в тональность доминанты – a-moll. Первое предложение представляет собой двукратное секвентное повторение фразы, являющейся главным носителем образа (именно она содержит уже перечисленные отличительные признаки сурового марша). Оно заканчивается несовершенной тоникой. Далее дважды повторяется предложение в тональности a-moll, по тематизму родственное первому. Здесь возрастает напряжение (используются полифонические приемы – имитации в двух пластах фактуры), фразы устремлены вверх, к своим кульминациям. Пунктирный ритм теперь является господствующим во всех голосах фактуры, что тоже способствует нагнетанию напряженности.

Тема содержит в себе хороший потенциал для дальнейшего развития: чеканные мотивы марша легко поддаются членению, таким образом может быть применено мотивное вычленение, секвенцирование, полифоническое развитие и активное модулирование с помощью секвенционного развития.. Что и делает композитор во второй части простой трехчастной формы ( первая часть сложной трехчастной формы, формы всего произведения).

Тема отражает характерные для времени ее создания (эпоха романтизма) черты: повышенную эмоциональность, даже некоторую экзальтированность эмоций, и свойственное музыке Шумана «короткое дыхание», яркость и характеристичность образа, обрисованного в малой форме максимально выпукло.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Обязательная

1. Анализ вокальных произведений. Учебное пособие. – Ленинград: Издательство «Музыка», 1988. - 352 с.

2. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. – Москва: Издательство «Музыка», 1989. – 590 с.

3. Способин И. Музыкальная форма. – Москва: Издательство «Музыка», 1984. – 400 с.

Дополнительная по отдельным темам

1. Берберов Р. Специфика структуры хорового произведения.Лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений». – Москва: ГПМИ им. Гнесиных, 1981. -

2. Задерацкий В. Музыкальная форма. Выпуск 1. – Москва: Изательство «Музыка»,1995. – 544 с.

3.Лаврентьева И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. - Москва: Издательство «Музыка», 1978ю – 80 с.

4. Носина В. Символика музыки Баха. – Москва: Издательство «Классика-XXI», 2006 – 56 с.

5. Тюлин Ю.Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Музыкальная фактура. – Москва: Издательство «Музыка», 1876. – 166 с.

5. Холопова В. Теория музыки. – С. – Петербург: Издательство «Лань», - 2002. – 368 с.

6. Шаймухаметова Л. Семантический анализ музыкальной темы. Москва: Издательство РАМ им. Гнесиных, 1998. – 256 с.

1 Кроме последнего, в котором использована репризная форма.

2 Первоначально танец исполнялся под аккомпанемент волынки, т. о. в данном случае волыночный бас – признак инварианта жанра.