Приложение №2……………………………………………………...50.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Задачей предмета «Анализ музыкальных произведений» является изучение закономерностей строения и развития различных музыкальных форм. По окончании курса учащийся должен уметь определять форму произведения, особенности претворения в ней образного содержания, понимать выразительное значение отдельных элементов музыкального языка, а также делать обобщающие выводы о роли произведения в творчестве композитора и в музыкальной культуре данного времени. Изучение предмета развивает музыкальное мышление учащегося, расширяет его общий музыкальный кругозор, помогает вырабатывать объективные критерии оценки музыкальных произведений, что в конечном итоге способствует художественному воспитанию музыканта.
Важнейшей формой работы при изучении этого предмета являются практические работы, выполняемые дома. Прежде, чем приступить к выполнению работы, учащемуся необходимо всесторонне изучить теоретический материал, подробно ознакомиться с литературой по теме.
Вместе с тем, как показывает опыт, выполнение практических работ вызывает трудности у учащихся. В связи с этим возникла необходимость создать учебно-методическое пособие для студентов, которое могло бы оказать практическую помощь при выполнении домашних заданий.
Пособие строится по единому принципу – рекомендации по освоению теоретического материала, затем предлагается ответить на вопросы и только затем приступить к выполнению практических работ, следуя методическим указаниям.
В пособии имеются два приложения. Первое представляет собой планы анализа музыкального стиля, какой либо сферы творчества (симфоническое творчество, оперное творчество и т.д.), конкретных произведений разных жанров. Второе - аналитические этюды, сделанные в разные годы автором работы и учащимися-теоретиками Октябрьского музыкального училища. Они могут служить ориентиром при выполнении домашних заданий. В методических указаниях приводятся ссылки на тот или иной пример анализа.
Учебно-методического пособие по анализу музыкальных произведений рекомендуется использовать синхронно с прохождением тем теоретического курса. Оно адресовано, прежде всего, учащимся исполнительских отделений, для которых не предусмотрено индивидуальных уроков по анализу. В то же время им могут воспользоваться и учащиеся теоретического отделения при подготовке к урокам. Темы «Опера» и «Свободные и смешанные формы» не предполагают домашних заданий, поэтому в данном пособии не рассматриваются.
- Приложение №2……………………………………………………...50.
- Тема 1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.
- Тема 2 Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды.
- Тема 3 Простые формы
- Тема 4 Сложные формы. Сложная трехчастная форма. Сложная двухчастная форма.
- Тема 5. Промежуточные формы. Концентрическая форма.
- Тема 6. Рондо и его исторические разновидности
- Тема 7 Вариационная форма
- Тема 8 . Сонатная форма
- Тема 9. Разновидности сонатной формы. Сонатная форма без разработки, с эпизодом в разработке, с эпизодом вместо разработки
- Тема 10. Рондо-соната.
- Тема 11. Циклические формы
- Тема 12 Полифонические формы.
- Тема 13 Вокальные формы
- Л. Бетховен. Финал Сонаты №4 для фортепиано.
- Л. Бетховен. Рондо c-dur op.51 №1
- Романс Чайковского «То было раннею весной»
- А. Бородин. Каватина Владимира из оперы «Князь Игорь»
- В. А. Моцарт. Соната f-dur . K.V.280. Часть I
- Ф. Шопен Ноктюрн cis-moll op.27 №1
- Шопен Соната №3 си минор (часть 1)
- П. И. Чайковский, «Белые ночи»
- М. Мусоргский «Гном» из цикла «Картинки с выставки»
- Экоссез
- Мазурка
- Р. Шуман «Незнакомец» из «Альбома для юношества»