Тема 6. Рондо и его исторические разновидности
Теоретический материал
Изучите особенности строения формы рондо и запомните названия ее частей. Выучите ее буквенную схему и возможные варианты этой схемы. Проследите основные черты развития формы рондо. Познакомьтесь с основными чертами старинного рондо. Изучая классическое рондо, отметьте его наиболее характерные признаки. При изучении теоретического материала по свободному рондо, обратите внимание на две различных тенденции развития формы в послеклассическую эпоху, внимательно изучите различные варианты рондальных форм, запомните их буквенные схемы и названия.
Ответьте на вопросы
-
Определение рондо.
-
Что такое рефрен?
-
Тональность рефрена в а) старинном рондо
б) классическом рондо
в) свободном рондо
-
Что такое ложный рефрен?
-
Каковы исторические корни формы рондо?
-
Типы старинного рондо.
-
Сколько частей в рондо венских классиков?
-
Особенности рондо у Бетховена?
-
Чем отличается классическое рондо от старинного?
-
Особенности тонального плана в классическом рондо.
-
Структурные особенности первого и второго эпизодов в классическом рондо.
-
Пути достижения сквозного развития и целостности формы в классическом рондо.
-
Возможные структуры рефрена в классическом рондо.
-
Возможно ли варьирование рефрена, сокращение рефрена в классическом рондо?
-
Две основные тенденции развития формы рондо в послеклассическую эпоху.
-
К каким изменениям в форме рондо приводит центробежная тенденция в послеклассическом рондо?
-
К каким изменениям в форме рондо приводит центростремительная тенденция в послеклассическом рондо?
-
Определить форму по схеме: АВАВА.
-
Определить форму по схеме: АВА1В1А2.
-
Определить форму по схеме: ARBRAR.
-
Определить форму по схеме: BACADA.
-
Назвать примеры применения свободного рондо в творчестве отечественных композиторов.
-
Область применения рондо.
Методические указания
Характеризуя образный строй анализируемого произведения, учитывайте происхождение формы рондо. Отметьте более или менее опосредованную связь произведения с бытовыми жанрами. С этой целью определите характер музыки и жанровые черты тематизма. Обратите внимание при этом на темп и тональность.
Анализируя произведение, укажите средства достижения образно-тематических контрастов, динамики и цельности формы. В связи с этим обратите внимание на образный строй основных разделов, на тематическое содержание и роль в форме связующих частей и коды. Определите строение рефрена, первого и второго эпизодов. Укажите на степень контраста каждого эпизода с рефреном, учитывая при этом их тематизм и тональности. Проследите структурные и фактурные изменения рефрена при повторениях.
Анализируя форму рондо Бетховена, особое внимание сосредоточьте на ее симфонизации. В связи с этим укажите на масштабы всей формы в целом и отдельно каждой из ее частей, на наличие разработочного развития в связующих разделах и коде.
Анализируя послеклассическое рондо, учитывайте многообразие возможностей его построения как следствие расширения образной сферы. Исходя из этого, стремитесь в анализе к точной характеристике образов и тематического материала. Укажите на отличия произведения от классического рондо. Отметьте количество частей, порядок из следования, тональный план, а также усиление темповых, жанровых и тематических контрастов разделов по сравнению с классическим рондо. Перечислите средства обособления частей и перенесения смыслового акцента с рефрена на эпизоды при проявлении в данном рондо центробежной тенденции и, наоборот, усиление роли рефрена при центростремительной.
Сделайте выводы, где подведите итог вашего анализа.
Пример анализа классического рондо на страницах 53 - 56.
Пример анализа двойной трехчастной формы на страницах 56 -58.
- Приложение №2……………………………………………………...50.
- Тема 1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.
- Тема 2 Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды.
- Тема 3 Простые формы
- Тема 4 Сложные формы. Сложная трехчастная форма. Сложная двухчастная форма.
- Тема 5. Промежуточные формы. Концентрическая форма.
- Тема 6. Рондо и его исторические разновидности
- Тема 7 Вариационная форма
- Тема 8 . Сонатная форма
- Тема 9. Разновидности сонатной формы. Сонатная форма без разработки, с эпизодом в разработке, с эпизодом вместо разработки
- Тема 10. Рондо-соната.
- Тема 11. Циклические формы
- Тема 12 Полифонические формы.
- Тема 13 Вокальные формы
- Л. Бетховен. Финал Сонаты №4 для фортепиано.
- Л. Бетховен. Рондо c-dur op.51 №1
- Романс Чайковского «То было раннею весной»
- А. Бородин. Каватина Владимира из оперы «Князь Игорь»
- В. А. Моцарт. Соната f-dur . K.V.280. Часть I
- Ф. Шопен Ноктюрн cis-moll op.27 №1
- Шопен Соната №3 си минор (часть 1)
- П. И. Чайковский, «Белые ночи»
- М. Мусоргский «Гном» из цикла «Картинки с выставки»
- Экоссез
- Мазурка
- Р. Шуман «Незнакомец» из «Альбома для юношества»