Тема 1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.
Теоретический материал
Изучите тему по учебнику и программе-конспекту. Обратите внимание на определение основных понятий: содержание музыкального произведения, музыкальная форма, музыкальный жанр, музыкальный стиль. Обратите внимание на два значения понятия «музыкальная форма» (как совокупность музыкально-выразительных средств и как форму-структуру). Отметьте преобразующую роль содержания в его единстве с формой, а также исторически относительный характер этого единства.
Рассмотрите понятие «жанр». Отметьте наиболее известные жанры и обратите внимание на связь каждого из них с определенным характером музыки, социально-прикладным предназначением и условиями исполнения. Отметьте типичные для тех или иных жанров средства выразительности – ритмические, интонационные, фактурные и т.д. Имейте в виду, что в произведении возможно сочетание признаков различных жанров (например, черты песенности и маршеобразности).
Рассмотрите понятие музыкального стиля и отметьте два составляющих его компонента: содержание и средства его воплощения. Обратите внимание на использование в музыковедческих трудах этого понятия в различных значениях (стиль композитора, художественного направления, отдельного произведения, группы произведений).
Ответьте на вопросы
-
Что такое «музыкальная форма»?
-
Что такое «содержание музыки»?
-
Как в музыке воплощается единство содержания и формы?
-
Чем отличаются понятия «форма музыкального произведения» и «структура музыкального произведения»?
-
Что такое «форма-процесс» и «форма-кристалл»?
-
Что такое «музыкальная драматургия»?
-
Типы музыкальной драматургии. Привести примеры.
-
Типы соотношения образов в музыкальном произведении.
-
3 типа контраста. Привести примеры.
-
Что такое жанр в музыке?
-
Перечислить первичные и вторичные жанры. Как объяснить название «вторичные»?
-
Что такое стиль в музыке?
Примеры анализа жанра и музыкально-выразительных средств - на с. 71 – 83.
- Приложение №2……………………………………………………...50.
- Тема 1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.
- Тема 2 Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды.
- Тема 3 Простые формы
- Тема 4 Сложные формы. Сложная трехчастная форма. Сложная двухчастная форма.
- Тема 5. Промежуточные формы. Концентрическая форма.
- Тема 6. Рондо и его исторические разновидности
- Тема 7 Вариационная форма
- Тема 8 . Сонатная форма
- Тема 9. Разновидности сонатной формы. Сонатная форма без разработки, с эпизодом в разработке, с эпизодом вместо разработки
- Тема 10. Рондо-соната.
- Тема 11. Циклические формы
- Тема 12 Полифонические формы.
- Тема 13 Вокальные формы
- Л. Бетховен. Финал Сонаты №4 для фортепиано.
- Л. Бетховен. Рондо c-dur op.51 №1
- Романс Чайковского «То было раннею весной»
- А. Бородин. Каватина Владимира из оперы «Князь Игорь»
- В. А. Моцарт. Соната f-dur . K.V.280. Часть I
- Ф. Шопен Ноктюрн cis-moll op.27 №1
- Шопен Соната №3 си минор (часть 1)
- П. И. Чайковский, «Белые ночи»
- М. Мусоргский «Гном» из цикла «Картинки с выставки»
- Экоссез
- Мазурка
- Р. Шуман «Незнакомец» из «Альбома для юношества»