Мазурка
Мазурка объединяет в себе черты трех польских танцев, возникших и сложившихся в разных районах Польши – мазура, куявяка и оберека, отличающихся друг от друга и общим характером, и ритмикой, и акцентировкой. Мазур – народный танец Мазовии. Куявяк – народный танец Куявии. Оберек – часть куявяка – противоположное движение пар. Мазур отличается порывистыми часто притоптывающими движениями, музыка имеет задорный, веселый характер. В нем резкая и прихотливая акцентпровка, которая может приходиться и на третью, и на вторую долю такта. Куявяк и оберек более плавны и в ритме, и в мелодическом рисунке. Этим они приближаются к вальсу, но отличны от него более оживленным темпом. Акцент здесь всегда приходится на третью долю. Предметом жанрового анализа стали мазурки Шопена fis-moll op.6 №1, cis-moll op.6 №2, мазурка Лядова ор.57, №3.
1.Одна из характерных черт мазурки – остинатная повторность танцевальных фигур. Этот повтор может быть точным, секвенционным, или слегка видоизмененным. В мазурке ор.6 №1, написанной в форме рондо,рефрен представляет собой период из 16 тактов, каждое предложение которого построено по принципу секвенционной повторности двутактовых фраз (fis moll, A-dur), а затем четырехкратный повтор однотактовых мотивов. Первый эпизод – четырехкратный повтор почти в точности повторяющихся фраз. Второй эпизод – повторенный период, где каждое предложение – повтор двутактовых фраз, в каждой из которых повторяющийся ритм.
Принцип остинатного повтора является определяющим и в мазурке op.6 №2 cis –moll. Он задается еще во вступлении (повторяются двутактовые фразы). Этот принцип выдерживается на протяжении всей мазурки, написанной в сложной трехчастной форме с сокращенной репризой (от первой части остается один первый период). Трио - период секвентно-повторного строения, где второе предложение в точности повторяет первое, но на другой высоте. Внутри каждого предложения повтор является также определяющим фактором, происходит дробление на повторяющиеся мотивы (четырехкратный повтор). Мазурка А. Лядова f-moll, написана в простой двухчастной форме (из-за обширной середины ее можно трактовать и как трехчастную). Первый период – повторного строения, где предложения отличаются друг от друга лишь каденциями. Середина целиком построена на повторении двутактов, в репризе повторяется первое предложение первой части.
2. Характерная ритмика. Свойственна ритмическая прихотливость: пунктированность первой доли, притоптывающий эффект на второй доле и т.д. Постоянно обращают на себя внимание и неожиданные сдвиги акцентов, нарушающие закономерности привычной западноевропейской периодичности. В мазурке fis-moll Шопена благодаря повторности закрепленные в памяти акценты на третью долю неожиданно сменяются мотивами с акцентом на первой доле. В мазурке ор.7 №2 акценты постоянно перемещаются со второй на третью долю. В лядовской мазурке преобладающие акценты на второй доле периодически переходят на первые.
3.В мазурках проявляются черты народных ладов (лидийского, фригийского, переменного, ладов с увеличенной секундой), используются плагальные обороты, гармонии с большой септимой. Элементы лидийского лада встречаются в мазурке fis-moll в первом эпизоде (his в Fis-dur –доминантовый органный пункт в fis –moll может относиться также и к Fis-dur), все три мазурки демонстрируют большую роль ладовой переменности ( уже с первых тактов мазурки fis-moll - A-dur и fis-moll, последние четыре такта первой части – гармонический ( лад с увеличенной секундой) A-dur. Трио мазурки ор.6 №2 – A-dur и E-dur, Gis-dur и Cis-dur, в мазурке Лядова f-moll и As-dur. Большая роль интервала большой септимы в мазурке Шопена fis-moll и мазурке Лядова.
4. Нередко мазурки воспроизводят звучание народных инструментов. Широко используются органные пункты, в том числе на тонике и доминанте, в подражание волынке и контрабасу, мелизмы на триольных оборотах, имитирующие фуярку или скрипку, арпеджированные повторяющиеся звуки и т.д. В мазурке Шопена fis-moll весь первый эпизод рондо выдержан на доминантовом органном пункте основной тональности. Вступление и связка к репризе в мазурке cis-moll также построены на доминантовом органном пункте. Во всех рассмотренных мазурках большая роль мелизмов – форшлаги, трели и т.д. Особенно велика роль форшлагов: в мазурке fis moll они использованы на протяжении всего второго эпизода, в мазурке Лядова форшлаги использованы как в теме, так и в среднем разделе формы.
Таким образом, анализ этих мазурок позволяет выявить характерные черты народного жанра, использованные в профессиональной музыке.
Анализ музыкальной темы
- Приложение №2……………………………………………………...50.
- Тема 1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.
- Тема 2 Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды.
- Тема 3 Простые формы
- Тема 4 Сложные формы. Сложная трехчастная форма. Сложная двухчастная форма.
- Тема 5. Промежуточные формы. Концентрическая форма.
- Тема 6. Рондо и его исторические разновидности
- Тема 7 Вариационная форма
- Тема 8 . Сонатная форма
- Тема 9. Разновидности сонатной формы. Сонатная форма без разработки, с эпизодом в разработке, с эпизодом вместо разработки
- Тема 10. Рондо-соната.
- Тема 11. Циклические формы
- Тема 12 Полифонические формы.
- Тема 13 Вокальные формы
- Л. Бетховен. Финал Сонаты №4 для фортепиано.
- Л. Бетховен. Рондо c-dur op.51 №1
- Романс Чайковского «То было раннею весной»
- А. Бородин. Каватина Владимира из оперы «Князь Игорь»
- В. А. Моцарт. Соната f-dur . K.V.280. Часть I
- Ф. Шопен Ноктюрн cis-moll op.27 №1
- Шопен Соната №3 си минор (часть 1)
- П. И. Чайковский, «Белые ночи»
- М. Мусоргский «Гном» из цикла «Картинки с выставки»
- Экоссез
- Мазурка
- Р. Шуман «Незнакомец» из «Альбома для юношества»